Щедрость Абдуллаха ибн Джудана
Абдуллах ибн Джудан был двоюродным братом отца Абу Бакра Ас-Сиддика (р.а.). В ранние годы своей жизни Абдуллах ибн Джудан не был успешным и у него была несчастная жизнь. Фактически, он рос в бедноте и часто голодал, поэтому вскоре озлобился на жизнь. Ради утешения или, возможно, назло судьбе, он обратился ко злу и стал совершать много преступлений. Его так часто ловили за совершением злодеяний, что большинство стало считать его отпетым преступником. Для жителей Мекки он стал воплощением зла, и никто не верил, что он когда-либо сможет измениться. Все ненавидели его – включая его соплеменников, его семью и даже его собственного отца. В ответ на эту ненависть он отвечал еще более дерзкими злодеяниями. Однажды, гуляя в окрестностях Мекки и с сожалением думая о своем горьком существовании, он заметил небольшое отверстие в горе, которое оказалось входом в пещеру. Он подумал, что внутри может быть что-то опасное, возможно, ядовитая змея. Но чувство страха не остановило его войти внутрь, поскольку его положение было настолько безнадежным, что он действительно хотел умереть и прекратить свое жалкое существование. Когда он подошел ко входу в пещеру, то сквозь кромешную тьму увидел тощий силуэт змеи в вертикальном положении, готовой нанести удар. Абдуллах ибн Джудан испугался и внезапно понял, что на самом деле он не хочет умирать. Ему показалось, что змея приближается к нему, и он подпрыгнул, пытаясь спастись от смертельного укуса. Через некоторое время он успокоился, осознав, что двигается только он, а змея на самом деле находится в неподвижном положении. И когда он подошел ближе, то понял, что это всего лишь золотая статуя змеи с двумя глазами, сделанными из драгоценных изумрудов. Он извлек изумруды и взял их себе. Затем он вошел глубже в пещеру и из надписей вокруг себя понял, что пещера является кладбищем правителей племени Джурхум. Над каждой могилой стояло золотое надгробие. На них были написаны краткие истории о правителе, которые были похоронены под ними. Могилы окружали сокровища из золота, серебра, жемчуга, драгоценных камней и многого другого. Абдуллах ибн Джудан взял несколько небольших драгоценных вещей. Выйдя из пещеры, он сделал отметку чтобы не потерять местонахождение пещеры и снова сюда прийти. А затем вернулся к своим соплеменникам в Мекку. Так быстро разбогатев, он не забывал и о щедрости: помогал семье, друзьям и нуждающимся. Он часто собирал вместе нуждающихся людей и угощал их бесплатной едой. Со временем он приобрел статус в обществе, пока не стал одним из лидеров племени курайшитов. Когда у него заканчивались средства, он возвращался в пещеру и брал оттуда необходимое количество драгоценностей. Его слава о его щедрости распространилась даже за пределами Мекки. Однажды, когда жители Сирии переживали тяжелые времена, Абдуллах ибн Джудан послал к ним 200 верблюдов, нагрузив каждого пшеницей, маслом и другими продуктами. Каждую ночь кто-то стоял на крыше Каабы и кричал: «Подойдите к чашам (наполненными едой) Абдуллаха ибн Джудана». Тем не менее, несмотря на все это, в «Сахихе Муслима» о нем рассказывается следующее. Айша (р.а.) спросила Пророка ﷺ: «Во истину Ибн Джудан давал пищу (людям), и он был гостеприимен к своим гостям. Будет ли что-нибудь из этого полезно для него в День Воскресения?» Пророк ﷺ ответил: «Нет. Ибо он никогда не говорил: «О, мой Господь, прости мне мои грехи в День Воздаяния». Эта история выдвигает на первый план важный момент, над которым мы должны задуматься, а именно: добрые дела ни в какой степени не улучшат положение человека в Судный День, если он не уверовал в Аллаха и не просил у Него прощения за совершенные грехи. Немусульмане часто спрашивают мусульман: «Как может тот, кто сделал много хорошего в этом мире, попасть в Ад только потому, что не уверовал в Аллаха?» Ответ заключается в том, что всё и все на земле имеют права на нас, будь то наша мать или отец, имеющие право на наше уважение и хорошее обращение; или Священный Коран, который имеет право на нас, чтобы мы его читали и соблюдали предписания; животные, которые имеют на нас право, чтобы мы с ними обращались должным образом. После рассмотрения огромного количества прав на нас всех этих людей и животных, мы должны задаться вопросом, кто имеет наибольшее право? И, конечно же, именно Всевышний имеет наибольшее право над нами. Право на то, что мы верили в Него и поклонялись Ему Одному. Человек может удовлетворять права всех, кто его окружает, но если он упустил величайшее право из всех, которое принадлежит Аллаху, тогда он заслуживает адского огня. Несмотря на то, что щедрость и доброта Ибн Джудана были огромными, это не принесло ему пользы, поскольку он не верил в Аллаха. Ибо Всевышний в Священном Коране говорит: «Мы рассмотрим [хорошие] поступки, которые они совершили, и превратим их в мельчайшую рассеянную пыль» (Аль-Фуркан, 23).
islam-today