Женщины, построившие мечеть Mənbə: https://islam.az
Женщины, построившие мечеть  Mənbə: https://islam.az

(Первая часть)

 

На протяжении всей истории ислама традиция благотворительности была одним из важнейших видов деятельности. Одним из основных направлений благотворительности является строительство и ремонт культовых сооружений – мечетей. В нашей религии строительство мечети считается великой наградой. Как в Священном Коране, так и в благословенных хадисах есть множество наставлений, поощряющих строительство и ремонт мечетей. В Священном Коране Всевышний Аллах представляет строительство мечетей как одно из качеств, свойственных верующим: «Только те, кто веруют в Аллаха и в Судный день, молятся и платят закят, и не боятся никого, кроме Аллаха, могут ремонтировать мечети Аллаха. Они могут быть теми, кто может найти правильный путь!» (Покаяние, 18). Согласно толкованию, здесь имеется в виду, что похвальные дела, такие как строительство и ремонт мечети, будут приниматься только от верующих. Не каждый человек, который строит мечеть, может достичь этой награды, люди, которые имеют настоящую веру и доказывают свою веру своими делами, получат эту награду. В суре Кахф Корана пример тех, кто построил мечеть на пещере сподвижников-кахф, также указывает на одобрение Богом этого поступка. Существует множество хадисов о достоинствах строительства мечети, ее ремонта и службы в мечети. Мы довольствуемся тем, что приводим некоторые из них в качестве примеров. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто построит мечеть без лицемерия (с чистыми намерениями), тому Аллах даст дом в раю». По словам непогрешимых имамов, иногда, когда Аллах хочет наслать бедствие на людей на земле, Он делает это не ради людей, которые добры друг к другу, строят мечети и молятся о прощении своих грехов на рассвете. Людей, которые проводят благоустройство и ремонтные работы в мечетях, в хадисе даже называют «соседями Аллаха»: «Аллах Всевышний скажет в Судный день: «Где мои соседи?» Ангелы удивленно спросят: «Кто те, кто заслужил эту честь?» Аллах говорит: «Те, кто украшают мечети». Конечно, в Средние века женская сфера общественной деятельности была более ограничена, чем мужская. Во-первых, строительство мечети требовало больших средств. Несмотря на это, женщины были активны в этой области наряду с мужчинами и сумели конкурировать с ними в положительном смысле. Женщины, принадлежащие к низшему классу общества, были удовлетворены такими услугами, как оказание финансовой помощи мечети, пожертвование части своего имущества в мечеть и ткачество ковров для мечети из-за отсутствия у них финансовых средств. Состоятельные женщины — жены правителей и придворных, жены придворных, жены купцов — подписывали проекты более высокого уровня, самостоятельно строили мечети (в квартальном масштабе) и даже мечети (большие пятничные мечети) на собственные средства. Одной из первых женщин в истории ислама, построивших мечеть наряду с другими благотворительными работами, стала Зибейда Хато, жена аббасидского халифа Харуна аль-Рашида. Двоюродная сестра Харуна Зибейда-хатун была интеллигентной, высокообразованной, вежливой и щедрой женщиной. Он знал Коран наизусть и держал сотню служанок, которые запоминали Коран. Каждая из этих служанок читала Коран три раза в день. Таким образом, Коран читался во дворце по десять раз каждый день. Есть вероятность, что Зибейда хату является сторонником Ахль аль-Байт. В Зибейде Хатун много занималась благотворительностью на территории халифата, строила мечети, копала колодцы, улучшала дороги. Во время паломничества в 186 г.х./802 г. н.э. он увидел, как жители Мекки страдают от желтой питьевой воды. Воду в город привозили издалека на телегах в больших ведрах. Зибейда взялся за дело, на которое до него не решался ни один человек, - он принес воду в Мекку. После поисков у подножия гор в 10 милях от Мекки был найден источник пресной воды. Когда инженеры сказали, что этот проект требует больших денег, Зибейда Хатун ответила им: «Я готова платить, даже если каждый удар пепла будет стоить один золотой динар». Община Мекки использовала водопровод, построенный на деньги хату в Зибее, в течение нескольких столетий. Во время этого хаджа Зибейда хатун провела капитальные работы по благоустройству и строительству дороги, вырыла колодцы, построила караван-сараи. Исторические источники сообщают, что Зибейда-хатун приобрела дома вокруг Большой мечети в Мекке и пристроила их к территории мечети, а также расширила площадь Большой мечети и вела там строительные работы. По недоказанным до конца сведениям, город Тебриз в Южном Азербайджане также был построен по приказу Зибейды Хату и на его средства.

(Часть вторая)

Традиция строительства женщинами мечетей продолжилась и позже в мусульманских странах. Одним из ярких примеров этого является дама по имени Говхаршад Бейим, принадлежащая к династии Теймури. Говхаршад Бейим (1378-1457) была невесткой Теймурланга, т.е. женой младшего сына Теймурланга Шахрукха Мирзы. По происхождению он принадлежал к одному из тюркских племен. Его отец Гияседдин имел почетное звание «тархан». Этот благородный титул ему дал Теймурланг. Мать Беймина Говхаршада, Бану Ханзаде Бейим, была похоронена в Мешхеде, недалеко от гарема имама Резы (а). Бейим Говхаршад – мать Улугбея, известного правителя Теймури, а также видного математика-астронома, основателя Самаркандской обсерватории. Другой его сын – известный художник и каллиграф Байсунгур Мирза. Беим Говхаршад построил комплекс, состоящий из мечети, монастыря и медресе в городе Герате, столице династии Теймури. Сам он был похоронен в пределах этого комплекса, в мавзолее, который построил себе при жизни. Бейим Говхаршад покровительствовал науке и искусству, а также занимался политикой. Она имела большое влияние на своего мужа и сыновей. Из-за своего политического влияния он был убит по приказу султана Абу Саида, внука Мираншаха, когда ему было около 80 лет. Бейим Говхаршад пользовался большим авторитетом в народе, слыл меценатом, помогал бедным. Шаг, который сделал его незабываемым на страницах истории, это то, что он построил прекрасную мечеть, примыкающую к благословенному гарему имама Резы (а.с.) в Мешхеде. Эта мечеть и по сей день носит имя Бейима Говхаршада. Согласно легенде, эту великолепную мечеть построил Бейим Говхаршад, продав свои драгоценности, в том числе очень дорогое бриллиантовое колье. Как и мечеть в Герате, архитектором мечети в Мешхеде был Кивамуддин Ширази. Строительство мечети Говхаршад длилось около 13 лет и было завершено в 821 году хиджры (1418 год нашей эры). Расположенная в южной части благословенного гарема Имама Резы (а.с.) и примыкающая к зданию гарема, эта мечеть имеет большую площадь. Мечеть общей площадью более 9400 квадратных метров имеет двор площадью 2800 квадратных метров. Бейим Говхаршад также построил два ревака (крытое здание, галерея, проход) в гареме Мешхеда, один из которых называется «Ревак Хафиза», а другой «Ревак Сайидов». Мечеть Говхаршад была украшена украшениями как снаружи, так и внутри. В частности, большой купол мечети был искусно украшен изразцовым орнаментом. Интересно, что надпись, расположенная у южного входа в мечеть, на которой указана дата постройки, была написана Байсунгур-мирзой, сыном беима Говхаршада. Как мы уже упоминали, Байсунгур Мирза был искусным художником-миниатюристом и каллиграфом, особенно он считался одним из искусных мастеров сульсовой линии (сульсовая линия широко использовалась в архитектуре и книжном дизайне). Одной из особенностей мечети Говхаршад является минбар. Кафедра высотой около 7,5 метров была сделана в начале 19 века – во времена правления Фетхали Шаха Каджара. Минбар, изготовленный из древесины грецкого ореха и груши, не содержит частиц железа, гвозди не использовались. Говхаршадская мечеть серьезно пострадала от землетрясения 1673 года. В 1911 году во время нападения русских купол мечети был обстрелян из пушек. Разрушения были настолько серьезными, что через несколько лет купол решили полностью разобрать и отстроить заново. В сефевидский и османский периоды женщины добились серьезных успехов в области строительства мечетей и организации управления мечетями (вакф). В то время как женщины эпохи Сефевидов сосредоточились в основном на возрождении традиции вакфа, придворные и знатные женщины Османской империи тратили больше средств на строительство мечетей. Неслучайно и сегодня на территории Турции существуют крупные мечетные комплексы, связанные с именем женщины. Уже в 15 веке женщины в Османском государстве стали строить на собственные средства районные мечети и мечети. Упомянем названия некоторых из тех культовых сооружений, которые существуют в разных регионах Турции и более распространены в Стамбуле: Мечеть Сельчук-Хатун была построена в Бурсе в 1450 году Сельджук-Хатун, дочерью султана Мехмета I, мечеть, построенная в Бурсе дочерью Орудж-бея Ситти-Хатун (1459-60), женой султана Мехмета Фатеха II, Ситтиша Султан, которая был потомком Зулкадарогуллари, был построен в Эдирне в 1482 году. построенная им мечеть Античный комплекс Валиде Султан, построенный Нурбану Валиде Султан, матерью султана Мурада III, в районе Ускюдар в Стамбуле (Мемар Синан, 16 век), мечеть, построенная Гюльнуш Султан, матерью султана Ахмеда III в районе Ускюдар в Стамбуле. Стамбул (1710 г.), Пертевниял Валиде Султан, мать султана Абдулазиза, в Стамбуле (Аксарай) мечеть, построенная (19 век), знаменитая мечеть Доламабагча (19 век) в Стамбуле, строительство которой было начато Базмиаламом Валидой Султаном, мать султана Абдулмаджида и др.

(Часть третья)

Одной из мечетей, построенных на средства женщин, является мечеть Айши Султан в Эдирне. Эта мечеть, построенная в 1468 году Аишей Султан, внучкой султана Ильдырыма Баязида, имеет один купол и два минарета. Аналогичное название носит еще одна интересная мечеть в Турции. Женская мечеть Айиша, расположенная в деревне Мордоган под Измиром, по архитектурному стилю напоминает постройки XIV-XV веков. Согласно легенде, мечеть названа в честь молодой девушки по имени Аиша. Девушка, умершая от тяжелой болезни до замужества, завещала продать сделанное своими руками приданое и построить на вырученные деньги мечеть. Мать девочки последовала воле и построила в селе мечеть. Мать приказывает художникам вырезать на стенах мечети узоры, которые девушка выткала на своих занавесках и одежде для приданого. Эти цветочные картины и узоры украшают стены мечети и сегодня. Деревянные часы, установленные внутри мечети, которым несколько сотен лет, работают до сих пор. Начиная с 15 века матери и жены почти всех османских султанов строили мечети. Тот факт, что женщины строили мечети, стал традицией при османском дворе и даже принял форму неписаного закона. Было построено не просто здание мечети, а комплекс зданий под названием куллия. Куллии, как правило, включали в себя мечеть, медресе, школу (для детей раннего возраста), имрат (благотворительное здание), а иногда и несколько других подсобных построек. В частности, в столице Стамбуле существовали десятки куллий, названных в честь женщин правящей династии, которые продолжают функционировать и функционируют по сей день. Куллию (комплекс) в районе Хасеки Стамбула построила Хуррам Султан, жена султана Сулеймана Канунина, которого мы знаем по сериалу «Великолепный век». Построенный в 1551 году по проекту известного османского зодчего Сины, комплекс включает в себя мечеть, медресе, школу, больницу, благотворительный корпус и родник. Поскольку она принадлежала району Арвадбазар в Стамбуле, эта мечеть и прилегающие к ней здания в основном использовались женщинами. Мехримах Султан, дочь султана Сулеймана и Хуррам Султан, построила великолепный комплекс в 1566 году в районе Эдирнегапи в Стамбуле Мемаром Синаном. На средства Мехримах Султан был проложен водопровод к комплексу, который состоял из очень красивой мечети с полноценным минаретом, медресе, школы, фонтана, здания призрения и бани. Об этом комплексе также ходят легенды. Говорят, что архитектор Синан раскрыл свою тайную любовь к Мехримах Султан в своих архитектурных работах. Известно, что султан Сулейман построил мечеть в стамбульском районе Ускюдар в честь своей дочери Мехримах. Эта мечеть была спроектирована Синаном за несколько лет до собственной мечети Мехримах Султан. Архитектор Синан спроектировал мечети таким образом, что Каждый год в день рождения Мехримах Султан (21 марта) вечером солнце садится за мечетью в Эдирнегапи, а луна восходит за мечетью в Ускюдаре. Архитектор указал на имя Мехримах Султан (мехр-Солнце, мах-Мун). По некоторым данным, мечеть Мехримах в Эдирнегапы превосходит все мечети Стамбула по естественному освещению. Строительство мечети Йени Валида (Стамбул, Эминёню) с двумя минаретами, которое было начато Сафие Султан, женой османского султана Мурада III, но осталось незавершенным, и завершено полвека спустя Хадиджей Турхан Султан, матерью султана. Мехмет IV, имеет богатую архитектурную структуру. Одной из мечетей, представляющих интерес для Азербайджана, является мечеть Валиде-хана в Стамбуле. Как следует из названия, история этой мечети, построенной внутри гостиничного комплекса, восходит к 17 веку. При османском дворе мать султана называли «валида» или «валида-султан». Кёшам Султан (мать султана Мурада IV), который прославился в истории Османской империи как своей политической деятельностью, так и тем, что был единственным убитым губернатором-султаном, построил гостиничный комплекс в районе Махмудпаша в Стамбуле, на холме Чакмакчилар. В свое время этот отель был известен своей дешевизной и высоким уровнем обслуживания. Известный путешественник Эвлия Чалаби назвал это место «шаддади сарай» из-за его размеров. Позже гостиница Валиды была частично разрушена из-за землетрясения и запущенности. Мечеть Валида Хани считалась местом поклонения иностранных гостей еще в средние века. В 1950-х годах мечеть вернули к жизни. Поскольку ремонт мечети был проведен Ираном, она известна как «Мечеть иранцев». Азербайджанцы, проживающие в Стамбуле, и другие мусульмане-джафари в основном молятся в этой мечети. Каждый год в мечети Валида Хани проводится большая церемония Мухаррам. Во дворе, где расположена мечеть, и вокруг него есть небольшие магазины и мастерские. Молитвенный зал находится на втором этаже мечети, куда ведет лестница из 15 ступенек. По некоторым данным, первое издание Корана в Стамбуле было осуществлено в иранской типографии во дворе этой мечети.

(Часть четвертая)

Азербайджанский опыт Традиция строительства мечетей женщинами успешно продолжается в Азербайджане. Благотворительные знатные дамы нашей страны за счет собственных средств построили прекрасные мечети, тем самым навсегда вписав свои имена в страницы истории. В начале 20 века представитель семьи Ашурбейли, одной из богатых семей Баку, заложил фундамент мечети Тезапир. В настоящее время она считается центральной мечетью Азербайджана, а в ее дворе также располагается Управление мусульман Кавказа. В этих местах похоронен известный суфий 14 века Абу Саид Абдал Бакуви. Ханаг Абу Саида, живший на окраине Баку, был популярен в народе еще при жизни. Этот суфий был известен своими чудесами. Судьи того времени посвятили ему один из нефтяных колодцев, и он жил на прибыль от нефти из колодца и помогал нуждающимся. А.А.Бакиханов в своей книге «Гюлистани-Ирам» отмечал, что с этим великим суфием встречался даже правитель Эльхани Султан Мухаммад Худабанда Олджайту. Бакуви иногда посылал ему небольшие подарки. Султан полностью верил, что его средства к существованию были халяльными, поэтому он дал указание продать эти дары и купить для него саван на деньги, а после его смерти завернуть его тело в этот саван, купленный на халяльные деньги. Абу Саид Бакуви был похоронен в Баку после того, как стал праведником. Со временем постройка на могиле была разрушена, но место ее не было забыто. В народе его называли «Халифа Дамба». Как известно, слово «халиф» используется и в мире суфизма, халифами назывались преемники великих суфийских шейхов. Люди посещали крышу Халифы, как костер, и приносили там обеты. В начале 19 века Касым-бек, зять Гусейнгулу-хана, последнего бакинского хана, отремонтировал усыпальницу и построил здесь мечеть. Госпожа Набат выбрала это место для будущей мечети. Вот почему новопостроенную мечеть стали называть «Тазапир», потому что эта новая мечеть была построена на остатках старого пирина. Госпожа Набат самостоятельно финансировала строительство мечети Цапир. Согласно сказанному, даже бакинские миллионеры-мужчины, в том числе его брат Аждар-бей, предложили ему свою помощь, потому что он не мог справиться с этим большим проектом в одиночку. Однако госпожа Набат помощи не приняла и завершила строительство всей мечети своими силами. По некоторым данным, основную часть средств составляло приданое Набат-ханум. Строительство мечети Цапир было начато в 1905 году, в благословенный День Храма (день, когда Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было дано пророчество). В знак уважения к Гаджи Зейналабдину Тагиеву и учитывая, что по профессии он был каменщиком, Набат доверил ему закладку первого камня мечети. Когда в 1914 году строительство мечети было завершено, Тагиеву выпала честь заложить последний камень. Но миссис Набат сама этого не видела. Набат-ханум, прожившая долгую жизнь, скончалась за два года до окончания строительства мечети. Он был известен как меценат, потратил большие деньги на строительство школьного водопровода в Баку, брался за лечение бедняков в Сабунчинской больнице. Баня, построенная госпожой Набат, бесплатно обслуживала бедняков раз в неделю. Проект мечети Цапир был подготовлен выдающимся азербайджанским архитектором Зивар беком Ахмедбековым, обучавшимся в России. При подготовке этого проекта З.Ахмедбеков получил выгоду от строительства нескольких крупных культовых сооружений восточного мира. Говорят, что изначально двойные минареты мечети должны были иметь два балкона. (Имеются в виду круглые балконы, которые предназначены для призыва к молитве стоять и называются в честь). Эти минареты должны были быть очень высокими. Однако, поскольку градоначальник не разрешил минареты мечети быть выше купола Александро-Невской церкви в Баку, проект был изменен и минареты были построены в относительно невысокой форме с одним балконом. Строительство мечети Цапир было завершено Гаджи Аббасгулу Рзаевым, сыном Набат ханум Ашурбейли. Могилы матери и сына находятся перед входом в мечеть, и те, кто входит в мечеть для поклонения, не проходят без молитвы за их души. Стоит отметить, что Аждар-бек Ашурбеков, брат Набат-ханума, построил еще одну известную мечеть Баку - место поклонения, известное как «Голубая мечеть» и «Мечеть Аждар-бека». Голубая мечеть, построенная в 1912 году, была спроектирована Зивар беком Ахмедбековым.

Mənbə: https://islam.az

Ернар ЕлмуратовЕрнар Елмуратов
1 жыл бұрын 1908
0 пікір
Блог туралы