Отправляться в хадж, не погасив имеющихся долгов, является неправильным. Но некоторые люди, несмотря на это, отправляются в хадж, имея неоплаченные долги, и тем самым наносят себе вред. Так как намеренное затягивание возвращения долга, или его невозвращение, являются грехом. В одном из хадисов говорится: «Лучшим из вас является тот, кто как можно быстрее возвращается свои долги». Тот, кто, имея материальные средства, отложит выплату долга хотя бы на час, будет считаться залимом и грешником. И каждый миг, даже когда он будет совершать намаз, соблюдать пост, спать или бодрствовать, на этого человека будет ложиться проклятие. Невозвращение долга это такой долг, который записывается человеку постоянно, даже во время сна. Однако наличие какого-либо имущества не подразумевает наличия денег. Если же у этого человека есть что-то, что можно продать для погашения долга, но он не продаст эту вещь, то будет считаться совершившим грех. Некоторые алимы говорили: «Тот, у кого есть долги, не может, есть жирную и вкусную пищу». То есть ответственность за непогашенный долг настолько велика, что человек имеющий долги не должен позволять себе есть вкусную пищу, пока не погасит своих долгов. Что уж говорить о других тратах (Саадату-Эбедиййа). В хадисах по этому поводу говорится: «Тот, кто, имея возможность погасить свой долг, не сделает этого, то за каждый день просрочки ему будет записан грех совершения злодеяния» (Таберани). «Откладывание выплаты долга богатым человеком (то есть тем, кто имеет возможность сделать это) является злом» (Бухари). «Садака, которое дал человек имеющий долги, не будет принята» (Бухари). «Тот, кто облегчит долю человека, оказавшегося в трудном положении, или поможет должнику погасить долг, того Аллах Всевышний в судный день избавит от ужаса и страха» (Муслим).
Islam-Today