Можно ли поехать в хадж, если есть долги?
Можно ли поехать в хадж, если есть долги?

В жизнь изобилует разными ситуациями, и порой мы оказываемся должны кому-то определённую сумму денег. Может ли мусульманин в таком случае поехать в хадж, или до расплаты с долгом поездку следует отложить? Ответ на этот вопрос даётся в фетве Муфтията РД. 

Вопрос: Может ли должник отправиться в путь для совершения хаджа или ‘умры без разрешения кредитора?

Ответ:

Тому, кто хочет отправиться в путь для совершения хаджа, ‘умры или же в любой сафар, будучи должником, надо соблюсти два условия:

1) должник (состоятельный человек), чей срок выплаты долга (как бы мал он ни́ был) уже наступил, обязан получить разрешение своего кредитора, прежде чем отправиться в путь для совершения хаджа или ‘умры и т. д. Иначе кредитор вправе запретить своему должнику этот сафар.

Но если должник, вопреки запрету, отправится в путь, он совершает грех, и, следовательно, ему не дозволено пользоваться такими облегчениями в сафаре, как сокращение и объединение намазов и т. д.

2) состоятельному человеку, срок расплаты долга которого еще не подошёл, или же несостоятельному человеку, чей срок расплаты наступил или нет, можно отправиться в путь. Однако желательно поручить кому-нибудь расплатиться с его долгами в случае окончания срока долга.

Аргументация:

عبارة البجيرمي في حاشيته على شرح المنهج: (ويجب لمن عليه دين استئذان دائنه وإن قل الدين، ويحرم عليه السفر بدون علم رضاه، أو قضائه أي: الدين، وله منعه من الخروج ولو بعد الإحرام، وإن فاته النسك إن كان الدين حالا وهو موسر، وامتنع من أدائه بعد طلبه، وليس له نائب في قضائه لتعديه وإلا فليس له منعه كما لا يمنعه من الإحرام مطلقا) (¹)

عبارة الإيضاح في شرح مناسك الحج: (فلو كان عليه دين حال وهو موسر فلصاحب الدين منعه من الخروج وحبسه وإن كان معسرا لم يملك مطالبته وله السفر بغير رضاه وكذا إن كان الدين مؤجلا فله السفر بغير رضاه ولكن يستحب أن لا يخرج حتى يوكل من يقضي عنه عند حلوله والله أعلم.) (²)

عبارة بشرى الكريم: (لا يترخص العاصي بسفره، كآبق وناشزة ومدين بغير رضا دائنه إن حل وقدر على وفائه وإن قل وقصر السفر وجرت العادة بالمسامحة في مثله، وغير الدين من الحقوق كالدين .. فلا بد من نحو وفائه، أو أذن من له الحق أو ظن رضاه) (³)

(¹) См.: Аль-байджури Хашия ‘аля Шарх аль-Манхадж, т. 2, с. 161
(²) См.: Аль-Идах шарх Манасик аль-Хадж, с. 215
(³) См.: Бушра аль-Карим, с. 157

Отдел фетв Муфтията РД

/islam.ru

Ернар ЕлмуратовЕрнар Елмуратов
2 жыл бұрын 1810
0 пікір
Блог туралы