Почему мусульмане придерживаются лунного календаря?
Почему мусульмане придерживаются лунного календаря?

На протяжении многих веков люди придерживались системы последовательности дня и ночи, основанной на циклах луны, движении солнца, ритмах времен год, и использовали эти циклы для времяисчисления и, исходя из них, организовывали свою деятельность (преимущественно торговлю и сельское хозяйство).

В Коране есть упоминание об этом признаке Аллаха: «Он – Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне – свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих» (Юнус, 5).

Луна и ее роль в летоисчислении мусульман. Лунный календарь

21 июля 1969 года Аполлон 11 приземлился на лунную поверхность и Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну и произнесшим фразу, ставшую впоследствии знаменитой – «That’s one small step for man, one giant leap for mankind»[1].  Однако, задолго до этого ближайший космический сосед Земли уже ассоциировался с именами выдающихся мусульманских деятелей.

Для мусульман Луна является важным небесным телом потому, что они исчисляют дату по хиджре[2], взяв за основу лунный календарь, связанный с циклами луны. 

В лунном календаре продолжительность месяца может составлять от 29 до 30 дней, а года – от 354 до 355 дней. Лунный год кругом обходит все сезоны солнечного года в течение 33 лет. В этом и его несоответствие солнечному календарю, привязанному к временам года, где месяц колеблется от 28 до 31 дней, а год – от 365 до 366.

Христиане и иудеи в свое время устранили данное несоответствие, применив метод древнегреческого астронома Метона Афинского. Около 430 года до н.э. Метон разработал 19-летний лунный цикл, состоящий из двенадцати лет с 12 лунными месяцами и семи лет с 13 лунными месяцами. Периодически к лунному календарю добавляется тринадцатый месяц, и таким образом лунный календарь приводится в соответствии с временами года. Арабы до принятия Ислама тоже использовали этот метод. Однако, после нисхождения 37-го аята суры «Покаяние», где Всевышний Аллах упрекает недобросовестных язычников за добавление тринадцатого месяца, тем самым перенося запретные месяцы по своему усмотрению, мусульмане стали строго придерживаться лунного календаря. А когда к власти пришел второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, правивший десять лет с 634 г., то в качестве отправной точки летоисчисления лунного календаря он предложил использовать дату переселения первых мусульман из Мекки в Медину, то есть хиджру.

Календарь по хиджре используется мусульманами и по сей день. Лунный календарь по хиджре строго следует лунному циклу. Лунный год короче солнечного на 11 дней и месяц поста Рамадан, например, путешествует по сезонам. Передвигаясь каждый год на 11 дней назад, Рамадан приходится на одни и те же даты солнечного календаря каждые 33 года. Рамадан, как и другие месяцы лунного календаря, начинается с обозрением новолуния, и никто кроме Аллаха точно не знает о наступлении следующего календарного месяца, пока в ночном небе не взойдет новый полумесяц.

Для астрономов и математиков-мусульман прогнозирование обозримости новой луны стало вопросом, требующим решения.  И хотя геоцентрическая теория движения тел Птолемея подходила для объяснения рождения новой луны (не обозримой в небосводе), она рассматривала движение Луны лишь в рамках эклиптики, и не позволяла прогнозировать обозримость новой луны.

Мусульмане осознали, что для прогноза видимости новой луны необходимо изучить ее движение с учетом угла наклона к горизонту, а решение этой задачи требовало знания сферической геометрии, т.е. раздела геометрии, изучающего геометрические фигуры на поверхности сферы.

Первым человеком, разработавшим сферическую геометрию, впоследствии активно применявшуюся в астрономических исследованиях, был аль-Кинди – ученый 9 века из Багдада. Луна и ее роль в летоисчислении мусульман. Лунный календарь Сферическая геометрия также требуется мусульманам для определения Киблы, т.е. направления в сторону Мекки, необходимого для совершения молитвы. Мечети располагаются по направлению к Мекке, и первым, кто разработал систему определения направления к Кибле из любой точки Земли был аль-Бируни.  

Аль-Бируни владел почти всеми науками своего времени, и его иногда называют Леонардо да Винчи тех дней. Что касается Луны, он описал ее затмение от 24 мая 997 года, находясь в городе Кяте (ныне г. Бируни на территории современного Узбекистана). Это событие наблюдалось и в Багдаде, и Бируни заранее договорился с багдадским коллегой Абу аль-Вафой аль-Бузжани[3], что тот также произведет наблюдения, но из своего города.  Когда они сравнили разницу во времени, то на основе ее рассчитали разницу долготы между городами.

Наблюдение за луной считалось серьезным делом. Как в наши дни, так и тогда Луна завораживала умы, ведь расчеты за ее движениям указывали на то, что и на небесах установлен божественный порядок. А на основе наблюдений за Луной построен мусульманский календарь, которым пользуются уже более 1400 лет.

[1] Пер. англ. Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества.

[2] Хиджра – переселение Посланника Аллаха Мухаммада (с.а.в.) и первых мусульман из Мекки в Медину. Именно эта дата стала отправной точкой отсчета летоисчисления мусульман, а за первый месяц календаря был принят месяц Мухаррам лунного календаря. Всего таких месяцев двенадцать: Мухаррам, Сафар, Рабии уль-Авваль, Рабии уль-Ахир, Джумаада аль-Ууля, Джумаада аль-Ахир, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Шавваль, Зуль-Када, Зуль-Хиджа.

[3] Абу аль-Вафа Мухаммад аль-Бузджани – мусульманский математик и астроном, жил и работал в Каире, а в 975 г. переехал в Багдад, где и жил до конца своей жизни. Он открыл третье неравенство движения Луны, называемое вариацией Луны. Суть данного неравенства сводится к тому, что Луна движется наиболее быстро будучи новой или полной, а наиболее медленно в ее второй и третьей четверти. О первом и втором неравенстве писал еще Птолемей. А вот третье неравенство приписывают датскому астроному Тихо Браге, «переоткрывшему» данный закон в 1580-м году, через 6 веков после аль-Бузджани.

Іslam Today

Ернар ЕлмуратовЕрнар Елмуратов
12 ай бұрын 1126
0 пікір
Блог туралы