«Вы даёте своим детям имя «Мухаммад», а потом проклинаете их!»
«Вы даёте своим детям имя «Мухаммад», а потом проклинаете их!»

Посланник Аллаха ﷺ в своих наставлениях относительно выбора имени говорил: «В Судный день вы будете призваны вашими именами и именами ваших отцов. Потому нарекайте себя и своих детей красивыми именами с хорошими значениями» (Бухари, Адаб: 108).

В других хадисах он предлагает отдавать предпочтение именам с приставкой «Абд», что означает «раб». Например, как сказал Пророк ﷺ, Абдуллах – раб Аллаха и Абдуррахман – раб Милостивого являются любимыми именами Всевышнего (аль-Хинди).

По этой причине, принимая ислам, большинство обязательно выбирает себе новое имя с хорошим значением. Как правило, это имена арабского происхождения, связанные с религией и лучшими личностями мусульманской уммы – сподвижниками и сподвижницами Пророка ﷺ, его домочадцами.

Также верующие любят нарекать себя и своих детей именами известных пророков, например, Иса, Якуб, Яхъя, Муса, Ибрахим. И, конечно же, одним из самых почитаемых и распространённых имён в мире является имя нашего достохвального Пророка и посланца Аллаха – Мухаммада Мустафы ﷺ. 

Однако, несмотря на большую любовь мусульман к своему Пророку, не каждому следует называть себя и своих сыновей его именем. Потому что имя «Мухаммад» требует определённой ответственности и со стороны носителя, и со стороны окружающих. Ведь те, кто осознанно называют или называются таким именем, делают это из-за любви к Пророку ﷺ, в его честь. Они  ожидают благословения и проявления в себе и в детях качеств, которые были в посланнике Аллаха ﷺ.

Имам Малик тоже упоминал о баракате, который нисходит благодаря этому имени: «Я слышал от жителей Медины, что каждый дом, где есть имя Мухаммад, наделён особым уделом» (Аз-Зухайли, «Фикхуль-ислями ва адиллятух»).

Суюти приводит сахих-хадис, в котором довольно жёстко осуждается плохое отношение к людям с именем «Мухаммад», из-за чего некоторые даже посчитали запретным называть им кого-либо: «Вы даёте своим детям имя «Мухаммад», а потом проклинаете их!».


В более слабых источниках приводятся похожие по смыслу слова Пророка ﷺ: «Не бейте тех, кого вы называете моим именем и не лишайте их доброго отношения!», «Если называете своего ребёнка именем «Мухаммад», то относитесь к нему особенно хорошо, не сердитесь на него…» (Аль-Хинди, Суюти в «Аль-Джамиус-саир»).

А вот случай, который произошёл при правлении халифа Умара бин Хаттаба (р.а.): «Однажды Умар (р.а.) отправил в Куфу приказ о запрете называть детей именем Пророка, а также велел сменить имена жителям Медины, если кто-либо из них носит это имя. Но когда они возразили ему, сказав, что сам посланник Аллаха дозволил им наречение его именем, он отказался от этой мысли» (Навави). Разумеется, Умар (р.а.) знал о такой дозволенности, но на этот шаг его подвигло распространившееся невежество со стороны людей в отношении к имени божьего посланца, что разгневало ближайшего сподвижника и заставило позабыть о факте дозволенности наречения именем Пророка. Об этом свидетельствует Кади Ияд: «Однажды Умар, услышав, как Мухаммад бин Зейд сказал нечто оскорбительное, используя имя «Мухаммад», подозвал к себе и сказал: «Я смотрю, из-за тебя проявляется неуважительное отношение к посланнику Всевышнего?! Клянусь Аллахом, отныне тебя не будут звать Мухаммадом!», и сменил тому имя на имя «Абдуррахман».

Среди тех, кто проявлял глубочайшее уважение и любовь к Пророку ﷺ, был и завоеватель Индии – Махмуд Газневи. Ему прислуживал один слуга по имени Мухаммад, которого он очень любил. Султан всегда ласково звал его по имени, но в один день назвал его по имени его отца. Такая перемена сильно опечалило слугу, и он решил спросить, почему повелитель не называет его как прежде. Махмуд Газневи ответил ему: «Дитя моё! Я называл тебя по имени, когда пребывал в омовении. Сейчас же у меня отсутствует ритуальная чистота, потому мой язык не поворачивается произносить имя величайшего Пророка, и я обратился к тебе именем твоего отца» (Из книги «На пике цивилизаций»).

Всё это говорит о необходимости помнить о почётном статусе не только  личности посланника Аллаха ﷺ, но и всего, что с ним связано. Ибо любое проявление пророческого в верующем любо Всевышнему и не остаётся незамеченным: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной! Тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Али Имран, 31).

Следование за Пророком ﷺ – это возрождение и сохранение в себе как можно больше присущих ему качеств!  Ибн Асакир в риваяте, имеющем статус «хасан» (хороший), подтверждает истинность влияния имени Пророка ﷺ на судьбу верующего: «У кого будет один сын и тот, желая благословения, назовёт его именем «Мухаммад», и он, и его ребёнок войдут в Рай» (Мунави).

Помимо этого, есть некоторые запреты относительно данного имянаречения. Пророк ﷺ говорил: «Нарекайте моим именем, но не нарекайте одного человека одновременно и моим именем и моей куньей» (Абу Нуайм). Кунья – это своеобразное прозвище у арабов, которое придаёт личности более выраженную характеристику, благодаря чему сложно кого-то с кем-то перепутать. Куньей может служить имя старшего ребёнка. Например, Амир. Тогда человека по имени Абдуллах могут называть Абу Амир (отец Амира), а если женщину, то Умм Амир (мать Амира). Или же кунья может отражать качество человека. Например, Пророк ﷺ называл сподвижника Абдуррахмана бин Сахра Абу Хурайрой (отцом котят), потому как он отличался тем, что постоянно заботился о котятах. Кунья посланника Всевышнего ﷺ – Абуль-Касым, он получил ее после рождения сына Касыма. Для соблюдения уважения к нему мусульманам следует соблюсти запрет на единовременное ношение его имени с его куньей.

Автор: Айна Замаева

islam-today

Ернар ЕлмуратовЕрнар Елмуратов
3 жыл бұрын 1818
0 пікір
Блог туралы