Все люди вкусят горечь смерти. Это тот момент, когда наша душа отделится от тела и перейдёт в мир иной. Однако ещё на этом свете эго (нафс) каждого из нас может вкусить четыре разновидности смерти, и разумный человек приложит все усилия для достижения этой цели. Об этом читайте в материале из книги «Благонравие праведников», принадлежащей перу Муфтия Дагестана, шейха Ахмада Афанди.
Знайте, в борьбе человека со своим эго (нафсом) заключено много благ. А в следовании и потакании желаниям нафса кроется источник всех бед. В качестве довода достаточно привести единогласное мнение учёных и мудрецов всех времён: противостояние нафсу – ключ от всех благ, а основа всякого зла – покорное следование желаниям нафса. Помимо этого, учёные-богословы считают противодействие нафсу основой поклонения Господу, выделяя заклание нафса мечами противодействия как одну из важнейших задач тариката. Они говорят:
«Пусть нафс того, кто вступит на наш путь, вкусит четыре разновидности смерти: красную, чёрную, белую и зелёную».
1. Красная смерть
Под красной смертью подразумевается противостояние эгу (нафсу) и его желаниям, то есть борьба с соблазнами мирской жизни, а также борьба с иблисом (сатаной) и его помощниками. Сам цвет этой смерти указывает на страсти и их подавление, то есть кончину.
2. Чёрная смерть
Чёрная же смерть – это умение переносить трудности и неудобства, причиняемые людьми, проявляя терпение.
3. Белая смерть
При этом чёрный цвет чаще символизирует тяжесть и трудность, тогда как, например, белая смерть – голод. И в данном случае белизна смерти – это нур (свет), который вселяет голод в душу человека, в его внутренний мир.
Зелёная смерть
А вот зелёная смерть – это ношение заплатанной, старой одежды и отказ от понравившихся красивых одеяний. И жизнь будто бы становится зелёной благодаря довольству малым в мирском имуществе.
Поистине, Всевышний предопределил переход благодати от борьбы с эгом (нафсом) к каждому Его рабу, который противостоял своим страстям и желаниям, даже если он не является мусульманином.
Противодействие эгу (нафсу) приносит плоды – озарение, раскрытие Господом тайных знаний (фатх) и принятие Аллахом. А соглашение с нафсом, потакание его страстям и совершение всего того, чего он хочет, приносит только унижение и отставание на пути познания Бога. Да убережёт Всевышний нас от этого!