Вопрос: Мой знакомый привёз мне из хаджа воду Зам-зам. Однако она уже почти закончилась, поэтому решил разбавить её обычной водой. Скажите, пожалуйста, теряет ли вода Зам-зам свои чудесные свойства, если разбавить её обычной водой, и можно ли получить благодать от неё?
Ответ:
Дозволено разбавлять воду Зам-зам обычной водой, если при этом не происходит никакого обмана. Например, нельзя продавать или распространять её под видом чистого Зам-зама.
После разбавления Зам-зама обычной водой с целью увеличения объёма, она (вода Зам-зам) не растеряет своей изначальной благодати.
Доказательством служит хадис Пророка ﷺ, который передал Талька ибн Али (да будет доволен им Аллах), согласно которому Посланник Господа ﷺ передал группе людей воду, использованную им в омовении, и сказал им пролить её на месте бывшего храма, а затем переделать его в мечеть. Они сказали ему, что эта вода в итоге закончится, на что Пророк ﷺ ответил:
مدوه من الماء ، فإنه لا يزيده إلا طيبا (سنن النسائي ٧٠١)
«Добавьте обычную воду к ней, ведь она лишь увеличит ее благость». (Сунан ан-Насаи, № 701).
Авторитетный учёный ханафитского мазхаба Мулла 'Али Кари, комментируя этот хадис в своей книге «Миркат аль-мафатих», приводит слова ибн Хажара аль-'Аскалани:
قال ابن حجر: وفيه التبرك بفضله - عليه السلام -، ونقله إلى البلاد، ونظيره: ماء زمزم فإنه - عليه السلام - كان يستهديه من أمير مكة ليتبرك به أهل المدينة (٢\٦٠٣)
«Этот хадис указывает на возможность получения благодати (бараката) от воды, использованной Посланником Всевышнего ﷺ для омовения и на то, что он отправлял эту воду в разные города, а также воду Зам-зам, которую он просил у эмира Мекки в качестве дара, чтобы те, и жители Медины получали её благодать».
(См.: Миркат аль-мафатих, т. 2, с. 603).
Заключение:
Из вышеприведённого следует, что от воды Зам-зам можно получить благодать, и она не утратит своей благости от разбавления обычной водой. Однако при этом недопустимо выдавать такую воду за чистый Зам-зам, так как это обман.
Отдел фетв Муфтията РД