Есть пять вещей, у которых нет искупления
Есть пять вещей, у которых нет искупления

Ложь – это сознательное искажение истины. Если ложь была сказана ненамеренно, то она считается простительной. Если же человек лжет сознательно, то это является категорически запрещенным. Однако, по мнению некоторых, при определенных обстоятельствах намеренная ложь не является харамом. Аллах Всевышний говорит в Коране: وَلَهُم عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ «Им – мучительное наказание за то, что они лгали (притворяясь верующими)» (аль-Бакара, 10). وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ حُنَفَاء لِلَّهِ «...и сторонитесь лживых речей. (Оставайтесь) правильно верующими ради Аллаха (мусульманами, откажитесь от любых верований, кроме религии Аллаха)» (аль-Хадж, 30-31). В хадисе, переданном от Абу Умамы (р.а.), говорится: يُطْبَعُ الْمَرْءُ عَلَي الْخِصَالِ كُلِّهَا اِلَّا الْخِيَانَةَ وَ الْكَذِبَ «Верующий может быть обладателем любых черт характера, за исключением предательства и лжи» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 5/252). В хадисе, переданном от Умара (р.а.), сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил: لَا يَبْلُغُ الْعَبْدُ صَرِيحَ الْإِيمَانِ حَتَّي يَدَعَ الْمِزَاحَ وَ الْكَذِبَ وَ يَدَعَ الْمِرَاءَ وَ اِنْ كَانَ مُحِقًّا «Раб не достигнет истинной сути веры до тех пор, пока не откажется от шуток, лжи и споров, даже если он прав» (Хайсами, Маджмауз-Заваид, 1/273 (№ 326); Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 8317). Абу Барза (р.а.) рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил: أَلَا اِنَّ الْكِذْبَ يُسَوِّدُ الْوَجْهَ وَ النَّمِيمَةَ عَذَابُ الْقَبْرِ «Будьте внимательны! Поистине, ложь делает лицо черным. А сплетни становятся причиной наказания в могиле» (Ибн Хиббан, Сахих, № 5735; Абу Яля, Муснад, № 7440). В хадисе, переданном от Ибн Умара (р.а.), говорится: اِذَا كَذَبَ الْعَبْدُ يَتَبَاعَدُ عَنْهُ الْمَلَكُ مِيلًا مِنْ نَتْنِ مَا جَاءَ بِهِ «Когда раб говорит ложь, то из-за зловония, которое от него начинает исходить, ангелы удаляются от него на одну милю» (Тирмизи, Бирр, 46). Аиша (р.а.) рассказывала: «Ни одна из черт характера человека не была столь отвратительна посланнику Аллаха ﷺ, как ложь. Если ему становило известно о том, что кто-то солгал, он стирал этого человека из своего сердца до тех пор, пока тот не покается». В хадисе, переданном от Абу Бакра (р.а.), говорится: أَلْكِذْبُ مُجَانِبُ الْإِيمَانِ «Ложь противоречит вере» (Дайлями, Фирдаусуль-Ахбар, № 4988; Байхаки, Шуабуль-Иман, № 4805). Самой скверной и отвратительной формой лжи является клевета на другого человека. В хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а.), говорится: خَمْسٌ لَيْسَ لَهُنَّ كَفَّارَةٌ أَلشِّرْكُ بِاللَّهِ تَعَالَى وَ قَتْلُ النَّفْسِ بِغَيْرِ حَقٍّ وَ بَهْتُ مُؤْمِنٍ وَ الْفِرَارُ مِنَ الزَّحْفِ وَ يَمِينٌ يُقْتَطَعُ بِهَا مَالًا بِغَيْرِ حَقٍّ «Есть пять вещей, у которых нет искупления: приобщение к Аллаху Всевышнему сотоварищей; бесправное посягательство на чужую жизнь; клевета на верующего; бегство с поля боя; и ложная клятва ради бесправного завладения чужим имуществом» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 2/362). А самой скверной формой клеветы является лживая клятва. Хузайм ибн Фатык (р.а.) рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ провел утренний намаз, а затем, поднявшись на ноги, трижды сказал: عُدِلَتْ شَهَادَةُ الزُّورِ بِالْإِشْرَاكِ بِاللَّهِ «Ложное свидетельство приравнивается к приобщению Аллаху Всевышнему сотоварищей» (Тирмизи, Шахадат, 3; Ибн Маджа, Ахкям, 32; Абу Давуд, Акдиййа, 15), после чего прочел следующий аят: فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الْأَوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ «Сторонитесь скверны идолов (сами идолы и есть скверна) и сторонитесь лживых речей» (аль-Хадж, 30). Абу Бакра (р.а.) рассказывал: «Однажды мы находились рядом с посланником Аллаха ﷺ и он трижды спросил у нас: أَلَا أُنَبِّئُكُمْ بِأَكْبَرِ الْكَبَائِرِ «Сообщить ли вам о самых великих из больших грехов?». После чего сказал: أَلْإِشْرَاكُ بِاللَّهِ تَعَالَى وَ عُقُوقُ الْوَالِدَيْنِ وَ شَهَادَةُ الزُّورِ أَلَا وَ شَهَادَةُ الزُّورِ أَوْ قَوْلُ الزُّورِ «Это – приобщение к Аллаху Всевышнему сотоварищей, непокорность родителям, и ложная клятва. Остерегайтесь ложных клятв и лживых слов» (Бухари, Шахадат, 10; Муслим, Иман, 38). Говоря это, посланник Аллаха ﷺ сидел, облокотившись, после чего сел прямо. Он продолжал повторять эти слова так долго, что мы уже стали говорить про себя: «Ах, если бы он перестал». То же самое касается клеветы на Аллаха всевышнего и Его посланника ﷺ. Аллах Всевышний говорит в Коране: وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَى عَلَى اللّهِ كَذِبًا «Кто же несправедливее лгущего про Аллаха (говорящего, что «ангелы – это дочери Аллаха», а «идолы – это заступники перед Ним»)?» (Худ, 18). قُلْ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللّهِ الْكَذِبَ لاَ يُفْلِحُونَ «Скажи (о, Мухаммад): «Поистине, те, кто клевещет на Аллаха (приписывая Ему сына), не преуспеют!»» (Юнус, 69). В риваяте, переданном от Мугиры ибн Шубы (р.а.), сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил: اِنَّ كَذِبًا عَلَيَّ لَيْسَ كَكِذْبٍ عَلَي أَحَدٍ فَمَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مَتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ «Ложь, сказанная обо мне, не подобна лжи, сказанной о каком-либо другом человеке. Тот, кто сознательно измыслит ложь обо мне, пусть приготовится к месту в Аду» (Бухари, Джанаиз, 33).

Дозволено ли лгать, чтобы скрыть совершённый грех?

Вопрос: Если я или мой знакомый по ошибке, незнанию совершил греховное действие, должны ли окружающие люди знать об этом? Или будет лучше, если совершённое запретное деяние останется сокрытым от широкой публики?

Ответ: Ложь есть явный признак лицемерия, то есть запретное дело, которое ведёт ко злу. Шариат запрещает мусульманам говорить ложь, поскольку она ведёт к отдалению от ислама и является причиной несчастья в обоих мирах. В одном из достоверных хадисов говорится: «Нельзя лгать ни в шутку, ни всерьёз. Также неправильно, если кто-то из вас пообещает ребёнку что-либо, а затем не выполнит этого» (Бухари). Что же касается совершения греховного, то человеку нужно покаяться, выразить искреннее желание никогда более не повторять запретного. Свой грех мусульманин должен скрыть, никому о нём не рассказывать. От Абу Хурайры известно, что пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание (о своих грехах). К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха» (Бухари, Муслим). Но как быть, если кто-то спрашивает вас о содеянном?! В этом случае нельзя лгать, но и открыто рассказывать о грехе нельзя, тем более хвалиться им. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, уклончивые слова избавляют от лжи» (Бухари). Имам Навави сказал: «Нет ничего плохого в использовании намёков, когда это необходимо. Но использование их нецелесообразно – это макрух, но не харам. Однако запрещено использовать намёки, если это ведет к посягательству на чьи-либо права или воспрепятствованию истине». 

Автор: Ильмира Гафиятуллина
islam-today

Ернар ЕлмуратовЕрнар Елмуратов
3 года назад 1965
0 комментариев