Как известно, шайтан для человека является непримиримым и заклятым врагом, который ставит пред собой цель ввергнуть его в огонь Ада. Об этом говорится в Священном Коране и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا ۚ إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ
(смысл): «Поистине, шайтан для вас, о люди, является заклятым врагом, поэтому относитесь к нему как к врагу! Он зовёт своих последователей, лишь чтобы они оказались обитателями пламени Ада». (сура Фатир: 6)
То есть единственной целью шайтана является завести тех, кто последовал за ним, в огонь Ада, и нет у него другой цели. Подумайте сами, подобает ли разумному человеку отвечать на такой призыв?
В другом аяте Всевышний Аллах предупреждает своих рабов о вражде шайтана, чтобы они не повиновались его повелениям:
أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَنْ لَا تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ ۖ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ
(смысл): «Разве Я не заповедал (завещал) вам через Моих посланников, о потомки Адама (люди), чтобы вы не повиновались шайтану, когда он призывает вас к неповиновению Мне (совершению грехов)? Ведь он для вас враг явный, и как может человек повиноваться своему врагу?» (сура Ясин: 60)
Как видите, шайтан старается сбить человека с истинного пути, призывая его ослушаться Всевышнего Аллаха. Тем самым и Аллах испытывает нашу веру. Если человек не будет поддаваться наущениям шайтана и последует по истинному пути, который Всевышний указал через Своих посланников, он, безусловно, приблизится к Аллаху.
Однако помимо шайтана у человека есть ещё много врагов. Одним из них является враг, который не менее опасен, чем шайтан – это его нафс (эго). Нафс – враг, который толкает человека ко всему плохому.
Мы сами являемся самыми страшными врагами самим себе, потому что способны идти на поводу у своих страстей, даже против предписаний Всевышнего и Его Посланника ﷺ. Худшим врагом мусульманина является нафс, а не шайтан, ибо и шайтана подтолкнул к неповиновению Всевышнему Аллаху его же нафс.
В Священном Коране говорится:
إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ
(смысл): «Ведь нафс человека по своей природе побуждает ко злу, поддаётся соблазнам и приукрашает плохое». (сура Юсуф: 53)
О том, что нафс является опаснейшим врагом для мусульманина, свидетельствует и тот факт, что шайтанов в месяц Рамадан привязывают и заковывают в цепи, но и в этот благословенный месяц совершаются плохие деяния, и люди впадают в грех.
Почему же люди грешат в Рамадан, даже если шайтан заковывается в цепи? Потому что у них есть ещё один заклятый враг, не менее опасный, чем шайтан – его нафс.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إذا جاء رمضان فُتّحـت أبواب الجنة، وغُـلّـقـت أبواب النار، وصُفّـدت الشـياطين
«Когда наступает месяц Рамадан, открываются врата Рая, закрываются врата Ада, и привязываются шайтаны». (Муслим)
Шайтаны в месяце Рамадан заковываются в цепи, их руки и ноги связываются таким образом, что они не могут творить то, что творили в другие месяцы. Но, тем не менее, люди продолжают совершать грехи, следуя желаниям своего нафса.
Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни об этом пишет следующее:
«Привязывание всех шайтанов не говорит о том, что плохих поступков и грехов не будет в месяц Рамадан, ибо для этого, помимо шайтанов, существует много других причин, таких, как зловредный НАФС (эго), скверные обычаи, дурные привычки и самая опасная причина – люди-шайтаны». («Фатх Аль-Бари»)
Нафс ещё опасен тем, что он всегда находится вместе с человеком, вернее, внутри него. Избавиться от нафса у него никак не получится, можно только обуздать его. Поэтому человек так часто потворствует своим желаниям и подчиняется им.
Если же человек контролирует свой нафс, позволяет своей вере, набожности и здравому смыслу взять верх над собой, он, безусловно, побеждает в самой тяжёлой битве в своей жизни – битве против самого себя. Ведь борьба с нафсом – это и есть противостояние и главная борьба верующего.
Поэтому, возвращаясь с газавата Табук, Пророк ﷺ сказал:
رجعنا من الجهاد الأصغر إلى الجهاد الأكبر، قالوا: وما الجهاد الأكبر؟ قال: جهاد القلب
«Мы возвращаемся с малого джихада и (направляемся) на большой». Они (сподвижники) спросили: «Что такое большой джихад?» — и Пророк ﷺсказал: «Джихад сердца». (Байхаки, Аль-Хатиб)
Также от Фазаля ибн ‘Убайд (да будет доволен им Аллах) передаётся, что во время прощального паломничества (хадж аль-вадаʻ) Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلاَ أُخْبِرُكُمْ بِالْمُؤْمِنِ ؟ مَنْ أَمِنَهُ النَّاسُ عَلَى أَمْوَالِهمْ و أَنْفُسِهمْ ، وَ الْمُسْلمُ مَنْ سَلِمَ النَّاسُ مِنْ لِسَانِهِ وَ يَدِهِ ، وَ الْمُجَاهِدُ مَنْ جَاهَدَ نَفْسَهُ فِي طَاعَةِ اللهِ ، و المُهَاجِرُ مَنْ هَجَرَ الخَطَايَا وَ الذَّنُوبَ
«Не сообщить ли вам о верующем? Это тот, кому люди доверяют своё имущество и души. Мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком своим, ни руками. Муджахид – это тот, кто борется со своим нафсом ради покорности Аллаху. А мухаджир – это тот, кто оставляет проступки и грехи». (Имам Ахмад, Ибн Хаббан, Табарани)
Мусульманин должен всегда контролировать себя и противостоять своему нафсу. Чтобы избавиться от напасти нафса, человек должен вести свой нафс к познанию Аллаха, привить ему любовь и уважение к Всевышнему, приучить его следовать повелениям Аллаха, отдалиться от Его запретов и во всём уповать на Него.
Также мусульманин всегда должен помнить, что его нафс беспомощен и низок пред Всевышним Аллахам, который его сотворил и даёт ему пропитание. Таким образом, человек постепенно приводит свой нафс, повелевающий творить зло, к ступени нафс аль-мутмаинна.
Нафс аль-мутмаинна – ступень познания Аллаха, обретаемая нафсом, при которой поведение человека полностью соответствует Шариату, и нафс обретает полный покой, находясь постоянно в состоянии довольства Аллахом и всем тем, что исходит от Него.
Стоит отметить, что в борьбе с нафсом мусульманину лучше всего поможет вступление под опеку наставника суфийского шейха и следование рекомендациям, которые даёт ему шейх, исходя из ступени, на которой находится его нафс.
Помимо борьбы с нафсом шейх обучает мюрида, как избавиться от всех болезней сердца. А сердце, как мы знаем, является источником добра и зла, которое совершается телом.
От Абу ‘Абдуллаха Ан-Ну’ман бин Башира (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلاَ وَإِنَّ فِي الجَسَدِ مُضْغَةً: إِذَاصَلَحَتْ صَلَحَ الجَسَدُ كُلُّهُ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَالجَسَدُ كُلُّهُ، أَلاَ وَهِيَ القَلْبُ
«Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность всё тело, и, поистине, кусочком этим является сердце». (Бухари, 52; Муслим, 1599)
Духовность невозможна без самообладания и противостояния своему нафсу. Мы никогда не сможем стать ближе к Всевышнему Аллаху, слепо следуя своим желаниям, удовлетворяя и возвеличивая свой нафс. Это и есть одно из главных испытаний в жизни мусульманина.
Нурмухаммад Изудинов