Искренность во всех делах является важной составляющей нашей религии. Если человек, совершая тот или иной благой поступок или акт поклонения, не был при этом искренен или совершил это деяние не ради Всевышнего, такое деяние будет отвергнуто.
Ведь Всевышний Аллах обязал своих рабов соблюдать искренность во всём и установил это как условие для принятия благих деяний. В священном Коране сказано:
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ
(смысл): «(Они разделились по своей злобе и зависти), хотя было велено им лишь служить единому Аллаху искренне, совершая поклонение и служение исключительно для Него». (сура Аль-Баййина: 5)
Показное благочестие
Представьте себе, что вам подарили тортик, упакованный в красивую коробку, окрашенную в яркие цвета и завязанную блестящими лентами. Как обычно, коробка хорошо пахнет, и вы ожидаете, что её содержимое будет очень вкусным. Скорее всего, после распаковки вы найдёте в коробке то, что и ожидали, и убедитесь в том, что её содержание соответствует внешней красоте. Обычно так всё и завершается, ведь на самом деле так и должно быть. Но иногда, открыв красивую коробку, вы обнаруживаете, что внутри засохший, покрытый плесенью, непригодный к употреблению торт. В итоге оказывается, что красивая оболочка совершенно не соответствует внутренней сущности.
Точно так же бывает и с людьми – к счастью, многие из тех, кто с виду оставляет хорошее впечатление, оказываются таковыми и в действительности. Но иногда внешность оказывается просто красивой оболочкой, за которой скрывается совсем другой человек.
На вид благочестивый человек может оказаться хитрым и корыстным типом. Когда мы обнаруживаем в людях такое, у нас остаётся очень неприятный осадок, особенно если этот человек старался произвести впечатление истинного мусульманина.
Для доверчивого обывателя такая ситуация всегда чревата глубоким разочарованием, а когда он узнаёт правду о человеке, который обладает определёнными знаниями в религиозной сфере, да ещё и обучал религии других, его разочарование бывает сокрушительным. Оно может быть настолько тяжелым, что человек, увидев вчерашнего проповедника совершающим неблаговидный поступок, напрочь разочаровывается в религии. Он невольно думает: «Если даже такой человек притворяется и обманывает людей, то как обстоит дело с рядовыми мусульманами?»
Как видите, неискреннее, показное благочестие опасно не только для человека, который кажется религиозным, но и для окружающих, которые, увидев его поведение и обман, могут и вовсе разочароваться в Исламе.
Особенно опасно, когда расхождение между внешностью и внутренней сутью якобы благочестивого мусульманина обнаруживает человек другого вероубеждения, который испытывает к Исламу симпатии, ведь поведение нерадивого мусульманина отвращает людей от истины, ибо вследствие увиденного человек может разочароваться в Исламе.
Всевышний Аллах крайне остерегал своих рабов от такого поведения:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ كَبُرَ مَقْتًا عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ
«О вы, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника! Почему вы говорите то, чего сами) не делаете? Велика ненависть у Аллаха к тому, что вы проповедуете то, чего сами не делаете». (сура Ас-Саф: 2-3)
В этом аяте Всевышний вопрошает верующих не с целью получить от них ответ, а делает замечание и порицает за такой поступок, потому что такое поведение мусульманина считается одним из признаков лицемерия.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
آيَةُ المُنافِقِ ثَلاثٌ: إذا حَدّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أخْلَفَ، وَإِذَا ائتُمن خَانَ
«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт; когда обещает, то нарушает (своё обещание); а когда ему доверяются, он предаёт». (Бухари, 33; Муслим, 59; Тирмизи, 2631)
Однако некоторые верующие не пожелали исполнить это указание Всевышнего, и оно стало им в тягость. «Тогда был ниспослан этот аят из суры Ас-Саф».
Всевышний Аллах предписал своим рабам поклоняться ему. Но наше поклонение не должно ограничиваться только внешними проявлениями. Намаз не должен ограничиваться только совершением движений, а пост – отказом от еды и питья. Очень важно делать всё это искренне, ради Всевышнего Аллаха.
Вдобавок к этому совершение этих деяний должно идти рука об руку с изменением своего характера, отказом от плохих, порицаемых деяний и обретением благого нрава. Если совершение намаза не отдаляет человека от запретного, то нет пользы в таком намазе.
Причиной этого может быть нежелание человека изменяться внутренне, совершая при этом благие поступки напоказ. Таким образом, он обманывает не только окружающих, для которых он будет являться набожным человеком, но и самого себя – забывая о другой стороне религиозных обязанностей.
Как быть?
Как же правильно поклоняться Всевышнему Аллаху и не превратиться в притворно набожного человека, то есть того, кто говорит одно, а делает совершенно другое?
Во-первых, никогда не забывайте, что вы постоянно находитесь перед взором Аллаха. Что бы вы ни делали, с каким бы намерением ни делали, обо всём этом известно Всевышнему Аллаху до мельчайших подробностей.
Во-вторых, нельзя также забывать о том, что помимо внешних религиозных обязанностей – намаза, поста, отказа от запретной пищи, есть и внутренние обязанности, например, отказ от грубости, лени, жадности, наглости, зависти, гнева и т.д., и они не менее важны.
Не впускайте в своё сердце гордость и высокомерие и не делайте ничего напоказ. Благодеяние или акт поклонения, совершённые только ради того, чтобы показать себя благочестивым, с целью произвести впечатление на людей, не принесёт вам никакой пользы.
Постоянно следите за своим поведением. Если вы обидели ли кого-то, нагрубили, солгали, схитрили, то просите прощения у Всевышнего Аллаха и обязательно – у человека, которого вы обидели.
Не допускайте никогда ни дома, ни в обществе хамства, дерзости, пренебрежения к людям, не отказывайте никому, особенно родным и близким в помощи, когда вас просят об услуге.
Если вы будете следовать этим и другим рекомендациям знающих людей, то по милости Всевышнего вы будете поистине прекрасным человеком – и внешне, и внутренне, и душой, и телом.
Нурмухаммад Изудинов