Вопрос: Как то я сфотографировал одного человека и опубликовал фото в соцсети. А потом услышал от него претензии, что сделал это, не спросив его разрешения. Скажите пожалуйста, можно ли фотографировать человека и публиковать фотографии без его разрешения?
Ответ:
Нельзя фотографировать человека без его одобрения, если это наносит ему моральный ущерб, а в Исламе причинение любого ущерба запрещено. Более того, запретно публиковать или афишировать фотографию или информацию, которые могут нанести урон имиджу и репутации человека. Также запрещено публиковать или афишировать то, что не нравится человеку, поскольку является хулой даже если не наносит ущерба его имиджу.
Аргументация:
(الغيبة ذكرك أخاك) في الدين بلفظ أو كتابة أو رمز أو إشارة أو محاكاة (بما) أي بالشيء الذي (يكره) لو بلغه في دينه أو دنياه أو خلقه أو خلقه أو أهله أو خادمه فيحرم
«“Аль-гиба” (хула) — это такое упоминание брата по вере, что, если бы он узнал об этом, ему бы не понравилось, чего бы это упоминание ни касалось: его религиозности, благосостояния, телосложения, нрава, семьи или слуги (без разницы) в устной или письменной форме, намеком, жестом или подражанием. Следовательно, (все) это запрещено». (См.: Имам аль-Манави, Ат-Тайсир би-шархи аль-Джами’ ас-сагир, т. 2, с. 165).
عن أبي صرمة، أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: من ضار ضار الله به، ومن شاق شق الله عليه
«Передаётся от Абу Сарма, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах рассчитается с тем, кто навредит (верующему), и с тем, кто будет враждовать с ним“. (См.: Сунан Абу Давуд, №3635, Сунан ат-Тирмизи №1940).
عن أبي بكر الصديق قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ملعون من ضار مؤمنا أو مكر به
«Передается от Абу Бакра ас-Сидика, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Проклят тот, кто навредил верующему или обманул его». (См.: Ат-Тирмизи, Сунан ат-Тирмизи, №1941).
عن أبي بكر، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: "لا يدخل الجنة سييء الملكة، ملعون من ضار مسلما أو غيره"
«Злонравный не войдёт в Рай, и проклят тот, кто навредил мусульманину или немусульманину». (См.: Аль-Байхаки, Шуаб аль-Иман №8217).
Отдел фетв Муфтията РД