Вопрос: Какие виды клятв есть в исламе? И есть ли среди них запрещенные?
Ответ: Клятвы делятся на три вида: ложная клятва, состоявшаяся клятва и пустая клятва. Что касается ложной клятвы, то это клятва относительно чего-либо произошедшего в прошлом, при этом имеет место умышленная ложь, например, когда человек говорит: «Клянусь Аллахом, я не делал этого!» в то время, как он сделала это. Подобная клятва представляет собой великий грех и названа «аль-гаму́с» [букв. «Погружающая» – прим. пер.] так как она погружает произнёсшего её сначала в грех, а затем в адский огонь. Пророк ﷺ сказал: «Тяжкие грехи – это придание Аллаху сотоварищей, ослушание родителей, убийство и ложная клятва» (Этот хадис передал аль-Буха́ри в «Книге клятв» («Глава о ложной клятве»). За такую клятву не нужно совершать каких-либо искупительных действий, но произнёсший её должен покаяться и молить о прощении. Что касается состоявшейся клятвы, то это когда кто-то клянётся совершить или не совершать что-либо в будущем, и если он нарушил свою клятву, то он обязан искупить её. Что же касается пустой клятвы, то это когда кто-то клянётся в отношении чего-то в прошлом, и он думает, что всё действительно так, как он и сказал, но на самом деле всё обстоит наоборот. Читайте также: 3 вида клятв и искупление за их нарушение Такая клятва относится к категории тех, за которые – как мы надеемся – Аллах не призовёт произнёсшего её к ответу (Основой в этом являются слова Всевышнего «Аллах не призовёт вас к ответу за пустые клятвы» (Аль-Бакара, 225), однако автор связал это с надеждой, что человек не будет призван к ответу по причине расхождения относительно разъяснений этого аята (из аль-Хида́йа).
Автор: Мухаммад Ашик Иляхи Аль-Барни «Необходимое упрощение вопросов, [рассмотренных] Аль-Кудури»
islam-today