Месяц Раби уль-авваль имеет особую значимость для мусульман всего мира. Именно в этот месяц на свет появился посланник Аллаха ﷺ, который в скором времени приведёт людей к исламу. О том, какую роль в жизни современных мусульман играет Мавлид, проводили ли его сахабы Пророка ﷺ нам рассказал Рашид хазрат Сибгатулин, доктор исламских наук, член совета улемов Духовного управления мусульман РТ.
Основа Мавлида – благодарность Аллаху за ниспослание Пророка ﷺ «В этот месяц у многих мусульман принято проводить мероприятия, посвящённые рождению, приходу в этот мир посланника Аллаха ﷺ, выражать свою радость разными поклонениями, добрыми делами. Так в чём же заключается сущность Мавлида? Почему его проводят мусульмане? Основа Мавлида – это благодарность Аллаху за то, что Он даровал нам Пророка ﷺ», – объясняет Рашид хазрат Сибгатулин. Отмечал ли сам посланник Аллаха ﷺ каким-либо образом свой день рождения? На это, поясняет хазрат, можно ответить следующим хадисом: «Посланник Аллаха ﷺ, когда его спросили о соблюдении поста в понедельник и четверг, о понедельнике он сказал: «В этот день родился я и в этот день мне дано было откровение». Таким образом, становится ясно, что пророк Мухаммад ﷺ выделял этот день тем, что совершал благое дело. Мусульманские учёные же уверены, что эта дата не ограничивается соблюдением поста только в день рождения Пророка ﷺ. Совершать благие дела можно и нужно на протяжении всего месяца Раби уль-авваль. Давать милостыню, помогать бедным, читать жизнеописание Пророка ﷺ, читать аяты Священного Корана, угощать гостей, неимущих, нуждающихся людей – всё это проявление благодарности.
Рашид хазрат Сибгатулин (Фото: пресс-служба РИИ).
«Мы должны понять, что говорить о каком-то действии, которое не происходило в эпоху Посланника ﷺ, о котором нет ясного текста Корана или хадиса Пророка ﷺ, о дозволенности или запретности этого дела имеет право только муджтахид. Не каждый человек, имеющий какие-то знания, вправе выносить суждение или давать религиозное заключение относительно конкретного дела. Мы должны возвращаться к правилам шариата, которые оставил после себя пророк Мухаммад ﷺ», – подчеркнул Рашид хазрат Сибгатулин. Мог ли Пророк ﷺ охватить все будущие деяния своей уммы? Земная жизнь нашего Пророка ﷺ длилась 63 года. Часть своих лет он прожил в Мекке, призывая тех, кто не уверовал, стать мусульманами, признать единобожие. В Медине Мухаммад ﷺ провел всего 10 лет. Это именно то время, когда ему ниспосылались законы, подробности, вопросы халяля и харама. «Если бы любое действие, которое Пророк ﷺ не совершил при жизни, являлось запретным, то тогда большинство дел, которые совершают люди, стали бы запретными. Посланник Аллаха ﷺ за период своей жизни не мог охватить всего того, что будет делать его умма в будущем. Более тысячи лет живёт умма Пророка ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ оставил после себя определённые правила, опираясь на которые великие учёные уммы делают заключение по конкретным вопросам», – поясняет Рашид хазрат Сибгатуллин.
Говоря о запрете поминания Аллаха, упоминания качеств Пророка ﷺ во время проведения Мавлида, может ли этот человек запретить построение михрабов в мечетях? Может ли он запретить второй азан в пятничный день, который ввёл праведный халиф Усман? Конечно, нет, уверен наш собеседник. «Смысл в том, соответствует ли совершаемое деяние сунне, учению Пророка ﷺ и оставленным им правилам», – отвечает Рашид хазрат Сибгатулин. Известен хадис, который гласит, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто вводит в ислам хорошее дело, то ему будет награда за это, не уменьшая награды тех, кто последовал за ним». В продолжение этого хадиса Пророк ﷺ добавил: «А кто вводит в ислам плохое дело, плохое новшество, ему за это будет грех, и будет грех за тех, кто последовал за этим, не уменьшая их греха» (Муслим). «От имама Шафии нам известно, что в вопросах религии нововведения делятся на два вида: «Первый вид – это нововведение, которое противоречит Корану, или сунне Пророка ﷺ, или преданиям от сахабов, или единогласному мнению муджтахидов. Это нововведение является заблуждением, это неприемлемо. И второй вид – это нововведение, которое не противоречит ничему упомянутому ранее», – приводит слова имама Шафии Рашид хазрат Сибгатулин.
Что говорили именитые алимы о Мавлиде?
Приведём некоторые имена учёных, которые говорят о желательности Мавлида. В первую очередь, нужно привести слова хафиза Абдуррахман ибн Исмаил аль-Макдиси (Абу Шама) (умер в 965 году по хиджре). В своей книге, приводит Сибгатуллин, он говорил: «Из лучших нововведений, из того, что стали совершать люди, – это мероприятие, проводимое каждый год в день, соответствующий дню рождения Пророка ﷺ. Как например, милостыня, пожертвование, которые совершаются в этот день, добрые деяния, проявления радости, добродетель к бедным, нуждающимся людям. Всё это указывает на любовь и возвеличивание Пророка ﷺ в сердце того, кто проводит данное мероприятие, благодаря Аллаха за то, что Он послал нам Мухаммада ﷺ». Аль-хафиз Мухаммад Абдурахман Ассахауви (умер в 902 году по хиджре) в своей книге о фетвах писал: «Воистину, совершение или проведение Мавлида появилось после первых трёх столетий. Мусульмане с разных стран в больших городах продолжают проводить мавлид, раздают садака в эту ночь, читают аяты Священного Корана, чем и получают баракат и благословение Всевышнего». Хафиз Джялялутдин Абдуррахман ибн Абибакар Ас-Суюти (умер в 911 году по хиджре) в своём трактате сказал: «Основа проведения Мавлида заключается в собрании людей, чтении некоторых аятов Корана, передаче некоторые риваятов, известий о начале откровения пророку Мухаммаду ﷺ, какие знамения произошли при его появлении. Затем накрывается стол, и они уходят, не добавляют ничего лишнего. Это относится к благим нововведениям, за которые человек получает саваб, награду, так как это содержит в себе возвеличивание степени нашего Посланника ﷺ, проявление радости его рождению». Читайте также: Что сказал Пророк ﷺ о Мавлиде? Шейх Мухаммад ибн Ахмад аль-Малики (умер в 1299 году по хиджре) в своей книге написал: «Мусульмане продолжают праздновать Мавлид и обращать особое внимание на месяц рождения Пророка ﷺ, накрывая стол и проявляя милосердие к людям в эту ночь, давая милостыню разного вида. Первый, кто провёл это мероприятие данным образом, – Абу Саид, который был правителем города Ирбиль». Шейх Мухаммад Хадыр Хусейн (умер в 1378 году по хиджре), бывший руководитель университета Аль-Азхар в прошлом, отмечал: «Наше празднование, торжество по случаю рождения Пророка ﷺ не несёт в себе ничего плохого. И мы не сделали чего-то иного, чем то, что совершал Али ибн Талиб или Аннас ибн Малик. Они рассказывали о качествах Пророка ﷺ, о его культуре, его нравственности. В этом и заключается суть проведения Мавлида, когда люди, далёкие от соблюдения, выполнения норм шариата, приходят на это мероприятие, им рассказывают и прививают любовь к самому лучшему человеку – посланнику Аллаха ﷺ. Это мероприятие содержит в себе много блага, бараката, нельзя его считать чем-то запретным». Шейх Абу Маджид Аль-Магриби говорил: «Люди привыкли и взяли в качестве традиции проведения торжества по случаю рождения Пророка ﷺ, чтобы послушать историю его прихода в этот мир. Какое это прекрасное напоминание и событие, благодаря которому Аллах вывел людей из тьмы к свету. Как же проводить Мавлид? Те, кто желают проявить радость и сделать благо по случаю рождения Пророка ﷺ, им достаточно собрать благочестивых, праведных людей, нуждающихся, бедных, накормить их, дать им милостыню, проявляя любовь к пророку Мухаммаду ﷺ. Если они хотят чего-то большего, то пусть приведут человека с красивым голосом, который будет рассказывать о качествах Пророка ﷺ, декламировать стихи, побуждающие к благому нраву, которые оживляют и пробуждают сердца для совершения добрых дел и воздерживают от плохого».
Что сказал Пророк ﷺ о Мавлиде?
Месяц Рабиуль-авваль, до явления посланника Аллаха ﷺ в этот мир, не отличался какими-либо духовными особенностями. Он обрёл значимость благодаря приходу в нём милости миров – Мухаммада Мустафы ﷺ. С тех пор Рабиуль-авваль стал именоваться и месяцем Мавлид, подчёркивая знаменательность его именно событием рождения самого важного человека на земле – венца смысла бытия.
Об этом говорит сам Всевышний: «После того, как Адам (а.с.) совершил ошибку, он сильно раскаивался и молил Господа о прощении. Однажды он сказал: «О, Аллах, я прошу твоего прощения ради Мухаммада!». Аллах Азза ва Джалля спросил его: «Откуда тебе известно о Мухаммаде?». Адам (а.с.) ответил: «Когда Ты создал меня, я увидел слова «Ля иляха илляллах Мухаммад – расулюллах», записанные на Твоем Арше, и с тех пор я был убеждён, что никто не превосходит Мухаммада, чьё имя написано рядом с Твоим именем». В ответ Всевышний сказал ему: «Он будет последним из пророков, и будет твоим потомком. Если бы он не был создан, Я бы не создал и всего остального» (Ат-Табарани в «Аль-Муджам ас-Сагир», Хаким в «Мустадрак», Абу Нуджайм, у Байхаки в «Ад-Даляиль» и у Ибн Асакира). С тех пор Рабиуль-авваль стал именоваться и месяцем Мавлид. Это интересно! Это подвигло учёных ислама на размышления о том, насколько важна личность посланника Аллаха не только для верующих, но и для всех миров. С целью донесения до сердец мусульман глубины сей истины, ими были написаны определённые труды. Например, в книге Абу Аббаса Шихабуддина Касталани «Мавахибуль-лядуни» приводятся сравнения между ценнейшими датами для мусульман, закреплёнными после ниспослания откровений Пророку ﷺ и датой его рождением. Так, там написано, что месяц Рабиуль-авваль превосходит по своей значимости месяц Рамадан, а ночь Мавлида – ночи предопределения – Ляйлятуль-кадр. Разъясняются заключения учёных следующим образом: 1. Рамадан обрёл ценность по причине наличия в нём ночи Предопределения, а она возвеличена над 1000-ю ночами, проведённых в поклонении, только потому что в ней был низведён Священный Коран. Коран же был ниспослан пророку Мухаммаду ﷺ, пришедшему в ночь Мавлида месяца Рабиуль-авваль. 2. В ночь предопределения нисходят ангелы во главе с Джибрилем (а.с.): «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям» (Аль-Кадр, 4). Но в ночь Мавлида мир почтил сам посланник Аллаха ﷺ, не будь которого, не было бы сотворено ничего. Так приход ангелов на землю более значим или приход Мухаммада ﷺ в ночь Мавлида? В ночь Мавлида мир почтил сам посланник Аллаха ﷺ 3. Блага в виде Рамадана, ночи Предопределения и прочего были дарованы исключительно умме Мухаммада ﷺ, но ночь Мавлида была подарком, милостью всем мирам без исключения: «Мы отправили тебя только в качестве милости мирам» (Аль-Анбия», 107). Кому-то сложно поверить в то, что Всевышний Творец замыслил создать жизнь только ради одного человека. Но, чтобы понять это, необходимо сначала познать суть – миссию, заложенную в него. Он – Посланник, несущий весть об Аллахе! То есть, Всевышний не стал бы создавать миры и жизнь напрасно, без того, чтобы не вложить в это великий смысл. А что может быть величественнее самого Создателя? Его главный смысл – в Его посланнике, который создан первым (его нур) именно с этой целью – донесения Истины – ля иляха илляллах! По причине непонимания этого, в среде мусульман распространились сомнения относительно возвеличивания Посланника ﷺ и того, что связано с ним. Проявление радости в память свершения главного события, названного Мавлидом, несправедливо подвергается критике и даже отторжению. Но ведь сам Господь миров повелевает искренне радоваться Его милости, нежели мирским материальным богатствам: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих. Скажи: «Это – милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают!» (Юнус, 57-58). Порой такие люди апеллируют хадисом: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, ибо, поистине, я – раб. И посему говорите: «Раб Аллаха и Его посланник» (Ахмад). Однако, верующие тверды в своих убеждениях и знают, что Мухаммад – раб Аллаха, тогда как Ису (а.с.) вывели за границы допустимого и назвали сыном Господа, стали поклоняться ему. Ису (а.с.) вывели за границы допустимого и назвали сыном Господа, стали поклоняться ему. Поэтому нет ничего общего между радостью милости Аллаха и возведением пророка на уровень божества. Степень же любви и уважения к нему определил сам Всевышний: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Аль-Ахзаб, 56); «Не будет совершенной вера у верующего, пока не возлюбит он меня больше, чем своих детей, родителей и всех людей» (Муслим). Если к этому добавить практику сподвижников, с какой любовью и преданностью они относились к нему, – то мы увидим, насколько равнодушны мы к его личности по сравнению с ними! Потому Мавлиды очень полезны и с точки зрения оживления этого чувства через поминание значимости посланника Аллаха ﷺ для каждого из нас: проявление любви к нему – есть проявление любви к Аллаху! Напоследок следует задуматься и о произошедшем с одним шейхом, который рассказал: «Однажды мне приснился посланник Аллаха ﷺ, которого я спросил: «О, Расулюллах! Поистине, верующие собираются в месяце Рабиуль-авваль и проводят Мавлиды в честь твоего рождения. Они восхваляют тебя, проявляют радость в эти дни, накрывая столы. Что ты скажешь на это: одобряешь ли ты их поступок?». На это Пророк ﷺ ответил: «Мы рады тем, кто рад нам!».
islam-today