Не давайте имя ребенку, пока не узнаете эти 15 правил!
Не давайте имя ребенку, пока не узнаете эти 15 правил!

Ислам – самый дорогой дар человечеству от Аллаха. Каждый аспект жизни человека, с момента зарождения в утробе до самого последнего вздоха, представлен наилучшим образом в предписаниях нашей религии. Одно из первых предписаний начала человеческой жизни связано с имянаречением. Имя – уникальный код каждого человека, слово, которое он слышит чаще всего в этом мире. Поэтому его нужно тщательно подбирать. Перед тем, как дать имя своего малышу, каждый родитель должен ознакомиться с правилами имянаречения в исламе.

1. Каждый ребенок обладает правом на имя, каждый родитель должен дать наилучшее имя cвоему ребенку. В Коране есть аят: «О, Закария (Захария)! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахья (Иоанн). Мы не создавали прежде никого с таким именем (или никого подобного ему)» (Марьям, 7). Этот аят указывает на важность имянаречения. Имя человека является важнейшей составляющей этого мира и ахирата. Этим именем его будут нарекать не только обитатели земли, но и призовет в Судный день Всевышний Аллах. 

2. Ответственность за имя лежит на отце. Будучи главой семьи, отец ребенка должен позаботиться о том, что его ребенка назвали красивым, соответствующем исламу именем. Он может советоваться с женой, прислушиваться к ее мнению, но конечное решение – за ним. В хадисе сообщается: «У отца по отношению к ребенку три обязанности: после рождения ребенка дать хорошее имя, обучить Корану и после достижения совершеннолетия женить или отдать замуж».

3. «Насаб» происходит от имени отца. Насаб сродни отчеству и обозначает имя отца. Считается, что в Судный день Аллах будет призывать людей по их собственному имени и по их насабу – то есть имени отца.

4. Когда происходит имянаречение. Посланник Аллаха ﷺ говорил о возможности дать имя ребенку в следующее время:

1. Сразу после рождения.

2. На третий день после рождения.

3. На седьмой день после рождения. Имянаречение на 7-й день можно сочетать с акыкой.

5. Рекомендуется называть мальчиков именами с «Абд-» (Раб). В хадисе сказано: «Поистине, самые любимые имена для Всевышнего – Абдуллах и Абдуррахман». Эти имена значат «раб Аллаха», и «раб Милостивого», являются самыми лучшими по значению с точки зрения ислама, так как олицетворяют главную его ценность – поклонение единственному Господу. Также к этой категории можно отнести такие имена как Абдульазиз, Абдульгафур, Абдуррахим. Первым сповижником Пророка ﷺ, который назвал своих сыновей этими именами, был Ибн Марван аль-Хаким.

6. Более предпочтительным является нарекать детей именами пророков и праведников. В хадисе сказано: «Они (праведники) называют своих детей именами пророков и праведников». У сподвижника пророка Зубайра ибн Аван (р.а.) было 9 детей. Они были названы в честь сахабов, которые пали на пути противостояния Аллаха в битве при Бадре: Абдуллах, Урва, Хамза, Джафар, Мушаб, Убайда, Халид, Умар, Маундзир.

7. Главное в имени – смысл. Родитель обязан выбрать такое имя, которое не будет представлять ребенку трудностей или вызывать насмешек со стороны окружающих в последующем. Родитель, выбирая несоответствующее исламу или неадекватное имя для ребенка, наносит ему вред и нарушает его права, чего ислам не приветствует.

8. В вопросах имянаречения можно обратиться к местному имаму. Если мусульманин не может определиться с именем или не знает, какое имя будет считаться корректным с точки зрения ислама, он может обратиться к местному имаму. Во времена Пророка ﷺ сподвижники приходили к нему за советом в выборе имени.

9. Лучше избегать новомодных имен. Многим хочется дать своему ребенку самое необычное, модное имя. И в погоне за оригинальностью родители часто забывают о том, что имя оказывает большое влияние на человека. Имя – это не этикетка, и если мы идем на поводу у моды и отказываемся от истинно мусульманских имен, это указывает на нашу слабость.

10. Категорически запрещено называть именами, обозначающими поклонение кому-то иному, кроме Аллаха. Именами идолов, объектов поклонения языческих и других религиозных культов, сект и т.д. называть детей мусульман нельзя.

11. Запрещено называть именами Аллаха. Имена Аллаха – его атрибуты, которыми обладает только Он Единственный. 

12. Запрещено называть именами известных грешников. Если какой-то определенный человек прославился в совершении грехов, и его имя стало отождествляться с этим образом жизни, то наречение таким именем является запретным.

13. Менять имена в исламе разрешается. Если ребенок по незнанию родителей был наречен недозволенным именем, то его разрешается поменять на лучшее по значению. Аиша (р.а.) рассказывала, что пророк Мухаммад ﷺ менял плохие имена на хорошие.

14. Процедуру имянаречения можно провести как дома, так и в мечети.

15. Процедура имянаречения проводится отцом ребенка или имамом. Во время процедуры имянаречения отец ребенка или имам берет ребенка на руки, становится лицом к Кибле, произносит азан и имя в ухо ребенка. Также произносится камат и аяты Корана.

Фото: shutterstock.com. Автор: Сайда Хайат

В чём мудрость проведения ритуала имянаречения новорождённого?

В исламе существуют определённые традиции – сунны, связанные с рождением ребёнка. Среди них чтение азана и камата при имянаречении. В сборнике «Сунан ат-Тирмизи» приводится хадис, в котором упоминается эта практика, примененная Пророком ﷺ к его внуку Хасану (р.а.). В нём говорится, что он прочёл азан в его правое ухо, а камат в левое и рекомендовал мусульманам делать то же самое для своих детей. После чего это действие закрепилось среди верующих в виде обычая. В чём же мудрость этих действий, и что об этом говорил посланник Аллаха ﷺ? Согласно риваяту от Хусейна (р.а.), Пророк ﷺ разъяснил необходимость этого действия следующим образом: «Ребёнок, которому после рождения прочитают в правое ухо азан, а в левое камат, будет защищён от вреда болезни Уммусыбъян (то есть тому не навредит джинн)» (Файзуль-Кадир, VI/237).

Адабы имянаречения Азан и камат ребёнку может прочесть любой человек, однако предпочтительнее, если это сделает обладающий более совершенной верой или старшие (уважаемые) из семьи. Ведь благородный человек имеет благую энергию, и ребёнок непременно получает от него определённый баракат (благословение). Этот адаб также идёт из сунны праведных сподвижников посланника Аллаха ﷺ: «Передаётся от Абу Мусы: «У меня родился сын, и я отправился к Пророку. Он дал ему имя Ибрахим…» (Бухари, Муслим); «Передается от Аиши (р.а.): когда у кого-либо рождался ребёнок, Пророк приходил, делал ему дуа и тахник (с фиником), проводил по нему рукой, чтобы ребёнок получил от него баракат» (Муслим, Бухари, тафсир Навави); «От Анаса бин Малика (р.а.) передают, что Умм Салим родила ребёнка. Вместе с новорожденным я отправился к Посланнику Всевышнего. Он спросил, есть ли у меня финик для тахника? Я дал ему финик, и он, размягчив его во рту, нанёс небольшую часть на нёбо ребёнка. Пророк дал ему имя Абдуллах» (Бухари).

Азан и камат ребёнку может прочесть любой человек, однако предпочтительнее, если это сделает обладающий более совершенной верой или старшие из семьи.

Таким образом, после рождения малыша, в омовении и со словами «бимилляхир-рахманир-рахим» на руки его возьмёт самый уважаемый и благородный среди них, повернётся в сторону киблы, прочтёт в его правое ухо азан, в левое камат и даст ему достойное имя. О важности наречения ребёнка хорошим именем посланник Аллаха ﷺ говорил: «В Судный день вы будете призваны вашими именами и именами ваших отцов. Потому нарекайте себя и своих детей красивыми именами с хорошими значениями» (Бухари, Адаб: 108). Человек, проведший ребёнку ритуал имянаречения, в конце произносит мольбу (дуа) за новорождённого с пожеланиями, чтобы он прожил свою жизнь под довольством Аллаха Азза ва Джалля, соблюдая все повеления ислама, и чтобы зло шайтана не коснулось его, и он был хорошим ребёнком для своих родителей. Во время этой мольбы или по её завершении родителям желательно прочесть молитву – аят Корана, которую читал пророк Ибрахим (а.с.), глядя на лица своих сыновей Исмаила и Исхака (р.а.): «Альхамдулилляхил-лязи уахабли аляль-кибари Исмаиля уа Исхак. Инна Рабби ля самигуд-ду’а-и» (Ибрахим, 39). Кто не знает эту молитву, может прочесть любую другую со значением благодарности Всевышнему. Процедуру имянаречения можно проводить как в день рождения ребёнка, так и отсрочить до седьмого дня: «Когда на свет появляется ребёнок, следует принести в жертву животное. Оно закалывается на седьмой день, в этот же день ему дают имя и бреют голову» (Абу Дауд, Тирмизи).

Что будет, если не прочесть новорождённому азан? Сподвижники Пророка ﷺ всегда старались точно следовать тому, что видели на его практике, поскольку Всевышний сказал через своего посланца: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной! Тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Аль-Имран, 31). Все действия посланника Аллаха ﷺ совершались неспроста, а непременно основывались на какой-либо мудрости и несли огромную пользу. Поэтому ритуал имянаречения с произнесением азана и камата является частью священной сунны Пророка ﷺ. И кто желает следовать его прекрасному пути, полному достоинства и религиозной этики, формирующему идеалы человеческих ценностей, пусть соблюдает эту благородную сунну.

islam-today

Ернар ЕлмуратовЕрнар Елмуратов
3 года назад 3771
0 комментариев