Риба как средство иблиса
Риба как средство иблиса

Шайтан, как возгордившийся раб Всевышнего Аллаха, самостоятельной персоной быть не может. Он есть слуга Творца, как и все существа на Земле и на небесах, выполняющие волю Аллаха.

Иблис также реализует важнейшую функцию в нашем мире, соблазняя людей. Такое право он получил по своей мольбе, когда Всевышний решил уничтожить шайтана, отказавшегося от признания Адама. Право на соблазнение людей разного рода искушениями, которые исходят от их же нафса.

Это означает, что иблис просто усиливает разрушительные устремления нашего нафса, нашептывая ему те или иные желания.

Таким образом, шайтан создает диалектическую противоположность Аллаху, нужную для того, чтоб человек получил свободу выбора. Понятно, что борьба между Творцом и его созданием – иблисом – совершенно иллюзорна, она нужна лишь для того, чтобы определить будущую судьбу человека.

Попадет ли он в геенну ада, выполнив нашептывания врага людей, или сумеет отказаться от выполнения советов иблиса, вручая себя Аллаху? Именно в этом и есть смысл существования иблиса: он предлагает нам путь получения иллюзорных земных удовольствий и каждый из нас получает право выбора, и соответственного воздаяния Аллаха.

Среди «ресурсов» воздействия шайтана на наш нафс наиболее опасными выступают радость интимных отношений и накопление материальных богатств. Кроме них есть еще стремление к власти, но оно имеет отношение к высокоразвитым и способным людям, готовых нести тяжелое бремя правления.

Наверное, не будет ошибкой мысль о том, что наиболее распространенной опасностью для массы простых людей является тяга к материальным богатствам: деньгам в любой форме, особенно к золоту и серебру, к просторным коттеджам, к большим автомобилям и к тем многим вещам, радующим души людские.

Само по себе стремление к ним не является харамным действием, ибо Всевышний Аллах Милостив, Он дает возможность испытать и радости земного бытия. Все дело в тех методах и средствах, которые разрешены или запрещены шариатом.

В данном случае речь идет о получении прибыли за счет процентов от представленных ссуд и займов. В Исламе такой метод накопления богатств называется РИБА и подвергается резкой критике Писаниями мусульман. В суре «Аль-Бакара» Аллах дает конкретную информацию о последствиях использования ссудного процента:

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا ۗ وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ۚ فَمَنْ جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّهِ فَانْتَهَىٰ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ ۖ وَمَنْ عَادَ فَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ ۗ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ

«Те, которые пожирают ростовщическую прибыль (занимаются риба), восстанут из своих могил такими же, как восстает тот, кого повергает сатана своим прикосновением (как одержимый бесом). Это будет им за то, что они сказали: "Ведь торговля тоже подобна ростовщичеству. Почему она запретна?". А Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество, ибо в нем есть вред.

К кому придет положение о запрете ростовщичества от его Господа и он удержится от ростовщичества, покаявшись, тому будет прощено, что предшествовало до этого и дело его в День Суда будет у Аллаха. А кто продолжит заниматься ростовщичеством, то те станут обитателями Огня, и они в нем будут вечно пребывать.

Уничтожает Аллах имущество ростовщика и делает такое имущество лишенным благодати и многократно увеличивает награду за милостыню и делает имущество благодатным. И Аллах не любит всякого неверного грешника!» (сура Аль-Бакара: 275-276)

Сунна Посланника Аллаха также содержит конкретные хадисы, где он подвергает рибу принципиальной критике:

От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передается:

لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ آكِلَ الرِّبَا، وَمُوكِلَهُ، وَشَاهِدَيْهِ، وَكَاتِبَهُ

«Посланник Аллаха  проклял человека, поедающего проценты (который дает взаймы под проценты), берущего под проценты, обоих свидетелей сделки и того, кто записывает эту сделку». (Тирмизи, 1206)

Также от Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк  сказал:

مَا ظَهَرَ فِي قَوْمٍ الرِّبَا وَالزِّنَا، إِلَّا أَحَلُّوا بِأَنْفُسِهِمْ عِقَابَ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ

«Когда люди выявляют ростовщичество и прелюбодеяние, то они влекут на себя гнев Всевышнего». (Имам Ахмад)

Опасность рибы состоит в том, что такой способ накопления денег и материальных богатств отворачивает человека от созидательного, производящего труда. Не конкретные дела, как то: построенные дома, произведенные предметы и услуги, а махинации с банковскими счетами и ценными бумагами – становятся смыслом деятельности многих людей.

Такой вид обогащения в России назвали «халявным», то есть нетрудоемким, когда деньги копятся на почве финансовых пирамид, основанных на самом бессовестном обмане тысяч людей. По сути, деньги из одних рук переходят в другие путём лживой информации.

Понятно, что материальные богатства, полученные без затрат энергии, времени и здоровья прямым образом вредят душе людей. У них, увлеченных легким путем накопления денег, меняется моральный облик, легкие деньги туманят ум и разрушают душу. Потому что эти люди, уверенные в том, что ОНИ САМИ ЗАРАБОТАЛИ БОГАТСТВА, постепенно забывают Аллаха.

Для них смыслом существования становится не намаз, зикр и другие формы поклонения Всевышнему, а нервное ожидание колебаний курса валюты, радость от роста накоплений. Финал такой жизнедеятельности очень печален, однако таких людей жалеть не надо. Они сами выбирали такой харамный путь, послушавшись иблиса.

Поэтому все нормы и запреты, изложенные в Писаниях мусульман и шариате, имеют одну единственную функцию – воспитать у нас Любовь к Аллаху и Его творениям в этом мире. Таким образом, запрещая рибу, Всевышний просто спасает наши души для принятия их в свои райские сады.

Жесткое отрицание азартных игр также входит в категорию нравственных норм, имеющих отношение к защите человека от соблазнов иблиса, который желает уничтожить людей в этом и том мире. Вспомним, сколько семей осталось без квартир в лихие 90-е и сразу после них, проиграв свое жилье.

Лет десять назад, когда «лопнула» финансовая пирамида в нашем городе, газеты напечатали фотографию демонстрации протеста. К сожалению, там были и платки благочестивых мусульманок. Данный факт вызывает большие сомнения в истинности их веры в Аллаха.

Нет сомнений, что они безупречно выполняют все пять столпов Ислама и уверены в своей правоте. Однако возникает вопрос, разве эти уважаемые сестры, бабушки и тысячи наших братьев не читали вышеуказанные и другие аяты, запрещающие рибу, да и знакомы ли они с хадисами Пророка Мухаммада ?

Автор три года назад положил в банк на карточку немного денег «на черный день», чтобы при необходимости их можно было снять без лишней волокиты. Процентов нет. Автор часто вспоминает эти деньги, причем для некоторых они довольно значимы, и думает, что они могли бы принести определенную, хоть небольшую прибыль.

Однако священные требования КоранаСунны и многовековые традиции наших предков не позволяют ему переступить черту. Есть у него другие проблемы, которые необходимо решить, чтобы с чистой душой предстать перед Творцом.

Итак, вопрос о рибе решен – эта тема запрещена в семье автора. Тем более, что у учителей никогда больших денег не было. Поэтому он очень благодарен Аллаху за такой подарок. Молит Всевышнего, чтобы Он помог и тысячам мусульман преодолеть эту опасную уловку иблиса и отказаться от рибы, чтобы иметь чистую душу, не увлекаясь материальными соблазнами шайтана.

Марат Якупов

Доктор философских наук, профессор кафедры общегуманитарных наук БашГУ

Ернар ЕлмуратовЕрнар Елмуратов
6 лет назад 2938
0 комментариев