Вопрос: У меня в гардеробе много футболок, которые содержат различные рисунки и узоры. Когда я в такой футболке пришёл в мечеть, мне посоветовали надеть что-либо без рисунков. Скажите, пожалуйста, можно ли совершать намаз в одежде с изображениями, будь это узоры, рисунки и т. д?
Ответ:
1. Согласно шафиитскому мазхабу, нежелательно совершать намаз в одежде с узорами, рисунками и т. д., как и рядом с любым объектом, который теоретически может отвлекать внимание молящегося в намазе.
2. Но есть мнение учёных, что желательно отстраниться от того, что теоретически может отвлечь от совершения намаза. Намаз же в нарядной одежде (с узорами, рисунками и т. д.) не является нежелательным, если только нет опасения отвлечься на них при совершении намаза.
Аргументация:
ويكره نظر ما يلهي عنها كثوب له أعلام لخبر عائشة «كان النبي - صلى الله عليه وسلم - يصلي وعليه خميصة ذات أعلام فلما فرغ قال: ألهتني أعلام هذه، اذهبوا بها إلى أبي جهم وأتوني بأنبجانيته» رواه الشيخان.
«Нежелательно смотреть на что-либо отвлекающее при совершении намаза, подобно одежде с узорами, согласно хадису, переданному ‘Айшей (да будет доволен ею Аллах). Однажды, Посланник Аллаха ﷺ совершил намаз. На нём была одежда с узорами. Затем после завершения намаза, он сказал: "Эти узоры отвлекли меня в молитве. Отнесите её к Абу Джахму и принесите мне его накидку!" Привели имамы аль-Бухари и Муслим».
(قوله: قال ألهتني إلخ) إنما قال ذلك بيانا للغير، وإلا فهو - صلى الله عليه وسلم - لا يشغله شيء عن الله تعالى… إنما أمر بدفعها له؛ لأنها كانت من عنده: أي ودفعها للنبي - صلى الله عليه وسلم -، وإنما طلب الأنبجانية جبرا لخاطره لئلا يتوهم بدفعها له رد هديته عليه
«Пророк ﷺ сказал: "Эти узоры отвлекли меня", чтобы разъяснить людям о нежелательности совершения намаза в подобной одежде. Иначе как его ﷺ могло что-то отвлечь от Всевышнего Аллаха, велик Он? Воистину Посланник Аллаха ﷺ повелел вернуть накидку Абу Джахму, поскольку она была его подарком, и попросил дать взамен другую (что была без узоров), чтобы не обидеть его и не дать повод подумать, что Пророк ﷺ отверг подарок сподвижника».
См.: Хашия аш-Шабрамалляси, т. 2, с. 58.
Отдел фетв Муфтията РД